Клетьевые подъемники
Клетьевые подъемники (лифты) применяют главным образом для подъема грузов на верхние этажи промышленных зданий и складов. По числу клетей (кабин) эти подъемники подразделяют на одноклетьевые и двухклетьевые. По типу привода различают подъемники, оборудованные барабанными лебедками и лебедками с канатоведущими шкивами.
На рис. 76 приведена схема одноклетьевого подъемника с приводом от лебедки с канатоведущим шкивом. Клеть (кабина) 7 перемещается вдоль вертикальных направляющих 2, подвешена к канатам 3 (обычно два-три каната), огибающим канатоведущий 4 и направляющий 5 шкивы приводной электрической лебедки. Концы канатов закреплены на противовесе 6, движущемся по направляющим 7*.
Обе пары направляющих устанавливают в шахте, проходящей через все этажи и огражденной стенами здания или специальным каркасом с обшивкой из листовой стали либо проволочной сетки. На каждом этаже в обшивке устраивают дверные проемы с раздвижными нли распашными дверями. Лебедку устанавливают над шахтой или в нижней части ее, реже в стороне от шахты. Для обеспечения безопасности подъема каждый подъемник снабжают предохранительными устройствами: регулятором скорости, концевыми выключателями, буферами для посадки клети, ловителями, удерживающими клети от падения при случайном обрыве канатов, блокировочными приспособлениями, препятствующими включению двигателя лебедки при открытых шахтных дверях.
Управляют подъемниками из кабин (подъемники с проводниками) или с внешнего поста управления.
Клетьевые подъемники с приводом от барабанных лебедок по схеме принципиально не отличаются от клетьевых подъемников с приводом от лебедок с канатоведущими шкивами, но кабины и противовесы в первых подвешивают к отдельным канатам, попеременно навиваемым на барабаны.
Грузоподъемность клетьевых грузовых подъемников 0,5—10 тс. Скорость движения клетей не превышает 1 м/сек, обычно она равняется 0,2—0,6 м/сек.
Скиповые подъемники
Скиповые подъемники предназначены для подачи дозированной смеси заполнителей (песок, гравий, щебень) и механизации загрузки приемных бункеров в составе бетонорастворосмесительных или подобных установках.
Груз в таких подъемниках поднимают в специальных сосудах (скипах) 1, подвешенных к канатам 2 и перемещающихся в наклонных или вертикальных направляющих 3.
Скип представляет собой вагонетку специальной формы с кузовом емкостью 0,5—2,5 м3, изготовленным из листовой стали и установленным на двухколесных осях (рис. 1, б), причем колеса каждой оси перемещаются по своей паре направляющих. Передние колеса имеют более узкую колею и движутся по внутренним направляющим; задние колеса движутся по внешним направляющим, имеющим широкую колею.
На нижнем загрузочном и на промежуточном участках подъемника обе пары направляющих (рельсов) располагают в одной плоскости. На верхнем разгрузочном участке внутренняя пара направляющих, по которой катятся колеса передней по ходу (верхией) оси, отклоняется в сторону приемного бункера 4, наружная же пара сохраняет первоначальное направление. При подходе скипа к разгрузочному участку передние колеса начинают катиться по горизонтальному участку направляющих, а задние, продолжая первоначальное движение, производят опрокидывание (выгрузку) скипа.
Скип загружают из бункера 5, причем бункерный затвор открывается и закрывается автоматически при подходе скипа к загрузочному приямку и после заполнения скипа.
Также автоматически при помощи конечных выключателей происходит остановка скипа в его крайнем нижнем и верхнем положениях.
Скипы приводятся в движение барабанными лебедками. В односкиповых подъемниках вес скипа обычно уравновешивают противовесом, движущимся по отдельным направляющим. В двухскиповых подъемниках скипы взаимно уравновешиваются.
Производительность скипового подъемника зависит от продолжительности цикла работы, емкости и числа скипов.
Продолжительность цикла