При больших тормозных моментах часто применяют ленточные тормоза. Такой тормоз (рис. 35, а) состоит из шкива 1, гибкой стальной лепты 2, охватывающей его внешнюю поверхность и обычно снабжаемой асбесто-ленточной обкладкой 3 или деревянными колодками, и тормозного рычага 4. Торможение осуществляется затягиванием тормозной ленты под действием замыкающего груза 5 или при нажиме на рычаг. Угол обхвата лентой тормозных шкивов принимается, как правило, в пределах от 180 до 270°, а величина отхода ленты от шкивов при растормаживании составляет ξ = 1,0ч-1,5 мм.
Сила трения ленты о шкив равна разности натяжения ее концов F
Тормозной момент, создаваемый лентой
Подставляя в формулу (70) вместо Sнаб его значение, получим
В зависимости от способа крепления концов ленты к тормозному рычагу ленточные тормоза разделяют на простые (рис. 35, а и б), дифференциальные (рис. 35, в) и суммарные рис. 35, г).
В простом ленточном тормозе один конец ленты крепят к неподвижной оси вращения тормозного рычага О, а другой конец закрепляют на самом рычаге, недалеко от оси О. При вращении тормозного шкива по стрелке 1 (рис, 35, б) усилие, прилагаемое к рычагу для торможения,
Таким образом, величина усилия Р, необходимого для торможения при разных направлениях вращения, различна. Поэтому с
нецелесообразно применять простые ленточные тормоза в реверсируемых механизмах грузоподъемных машин, например в механизмах передвижения или вращения кранов, в которых усилие торможения должно оставаться постоянным независимо от Направления вращения тормозного шкива.
Различная величина усилия Р характерна и для дифференциального ленточного тормоза (рис. 35, в), названного так потому, что момент, который должен быть создан на рычаге при торможении, равен разности моментов, создаваемых силами натяжения набегающего и сбегающего концов ленты, закрепленных на тормозном рычаге по обеим сторонам оси вращения.
В дифференциальном тормозе при вращении тормозного шкива по стрелкам I и II усилия для торможения будут соответственно равны
Если при вращении по стрелке I а = еfa, то Р1 = 0 и тормоз превращается в останов, которым невозможно регулировать скорость опускания груза. Поэтому для правильной работы дифференциального тормоза необходимо соблюдать неравенство
a/b>еfa
В суммарном ленточном тормозе (рис. 35, г) величина усилия на тормозном рычаге не зависит от направления вращения тормозного шкива, так как сумма моментов, создаваемых на рычаге силами натяжения обоих концов ленты, остается постоянной. Такие тормоза применяют, например, в реверсивных механизмах, передвижения и поворота крана.
Усилие на тормозном рычаге в суммарном тормозе
Расчет ленточных тормозов ведется по заданному тормозному моменту Мm. Основные размеры ленточного тормоза принимают по табл 16, а затем размеры тормозных деталей проверяют расчетом.
Наибольшее удельное давление между лентой и шкивом определяют по формуле
а наименьшееМаксимальное удельное давление должно быть не более допускаемого удельного давления [р] согласно табл. 17.
Удельная условная работа торможения
Для стопорных тормозов [А] = 500 н/см2*м/сек, ; (50 кгс/см2 *м/сек), для спускных [А ] — 250 н/см2 *м/сек (25 кгс/см2 * м/сек).
Толщину ленты (с учетом ослабления ее отверстиями под заклепки) проверяют по формуле
Набегающий конец ленты обычно крепят к рычагу при помощи простой петли 6 с двухсрезными заклепками (рис. 35, д), число которых
Сбегающий конец лепты прикрепляют к тормозному рычагу при помощи петли 7 с винтовой стежкой для регулирования натяжения. Петля крепится к ленте односрезными заклепками, общее количество которых
Проверку на смятие заклепок и ленты у заклепочных отверстий производят по соотношению