В дисковых тормозах (однодисковых и многодисковых) тормозной момент Мm создается в результате трения подвижных и неподвижных дисков.
В простейшем однодисковом тормозе (рис. 36, а) усилие нажатия вращающегося диска 1 на неподвижный диск 2 определяется 1 по формуле
Чтобы уменьшить осевое давление, необходимое для создания тормозного момента, однодисковые тормоза с цилиндрическими дисками обычно заменяют коническими (рис. 36, б). Торможение в них происходит вследствие трения соприкасающихся поверхностей конических дисков: вращающегося 1 и неподвижного 2. Общее нормальное давление на трущуюся поверхность в коническом диске
Для исключения заедания конусного тормоза угол у должен быть больше угла трения трущихся поверхностей. Обычно
Однодисковые плоские и конические тормоза в грузоподъемных машинах применяют сравнительно редко, так как они требуют значительных усилий нажатия тормозных дисков.
Большое распространение, в частности на электроталях, получили многодисковые пластинчатые тормоза (рис. 36, в), в которых сила трения создается сжатием нескольких неподвижных дисков 1, закрепленных в неподвижном корпусе 2, с подвижными дисками 3, сидящими на валу 4.
Многодисковый тормоз представляет по существу систему однодисковых тормозов, замыкаемых одной силой Р.
Тормозной момент Мm, создаваемый многодисковым тормозом