Тяговое усилие, необходимое для приведения в движение ленты, передается ей от приводных барабанов силой трения. Сила трения гибкого тела о барабан (см. гл. V)
Из формулы (179) видно, что повысить силу тяги привода : можно увеличением первоначального натяжения ленты коэффициента трения Sоб и угла обхвата α.
Увеличение первоначального натяжения ленты требует применения более прочной и дорогой ленты. Поэтому при конструировании приводов стараются обеспечить требуемое тяговое усилие увеличения коэффициента трения f или угла обхвата α.
На заводах строительных материалов применяют однобарабанный привод ленточных конвейеров (рис. 91, а), который состоит из приводного барабана 1, электродвигателя 2 и редуктора 3.
При однобарабанном приводе (рис. 92, а) угол обхвата α = 210-230 и не больше 270°. Для увеличения силы трения барабан покрывают футеровкой (из резины, кожи, пластмассы и др.). Для увеличения угла обхвата применяют двухбарабанные приводы (рис. 92, б), в которых угол обхвата составляет а, α1+α2= 450-480. Иногда для увеличения силы сцепления ленты
с барабаном устраивают приводы, в которых лента прижимается к барабану роликом (рис. 92, в) или вспомогательной лептой (рис. 92, а).
Винтовые натяжные устройства (см. рис. 91, в) отличаются компактностью, но требуют постоянного наблюдения, так как по мере вытяжки ленты натяжение ее ослабевает и она начинает пробуксовывать, во избежание чего ленту периодически необходимо подтягивать. Ход натяжного барабана для бельтинговых лент должен составлять 1 —1,5% длины конвейера.
Грузовые натяжные устройства могут быть горизонтального 1см. рис. 91, 5) и вертикального типов (см. рис. 91, б).
Диаметр приводных барабанов D6 принимают в зависимости от числа прокладок в ленте i:
Диаметр натяжных и отклоняющих барабанов также принимают в зависимости от числа прокладок в ленте, и обычно DH берется равным (80—100) i.
В некоторых случаях в целях компактности привода двигатели встраивают в барабан (рис. 93).
В приводиых устройствах наклонных ленточных конвейеров для удержания ленты от движения в обратную сторону под действием составляющей веса перемещаемого груза применяют храповые и роликовые остановы, а иногда колодочные электромагнитные тормоза.
Очистку ленты от налипшего материала производят резиновым скребком (рис. 94, а). При влажных и липких материалах очистка ленты скребком становится затруднительной, и тогда применяют вращающиеся капроновые щетки (рис. 95), приводимые во вращение от барабана конвейера с помощью специального редуктора. Иногда устраивают водяной очиститель (рис. 96).