Для выполнения монтажных и ремонтных работ применяют переносные компактные подвесные ручные лебедки—тали, подвешиваемые к козлам, треногам или балкам. При проектировании и строительстве заводов стройматериалов в местах расположения тяжелого оборудования специально предусматривают установку балок для подвешивания талей. Часто на балках помещают тележки (кошки), служащие для перемещения талей вручную с поднятым грузом (см. рис. 2).
Отечественными заводами изготовляются червячные (ГОСТ 1107—62) и шестеренные (ГОСТ 2799—63) ручные тали грузоподъемностью 1,0; 3,2; 5,0 и 8,0 mс, а червячные также и грузоподъемностью 12,5 mс.
Червячная таль (рис. 48, а) состоит из подвесной^обоймы, подъемного механизма и крюковой подвески. Грузовая цепь — пластинчатая шарнирная или сварная калиброванная.
Подъемный механизм имеет двухзаходный и несамотормозящийся червяк 1 (угол подъема винтовой линии 16—18°), червячное колесо 2, отлитое вместе со звездочкой 3, и грузовую цепь 4. Подъемный механизм снабжен дисковым грузоупорyым тормозом 5.
Вал червяка вращается в подшипниках скольжения. Осевое1 усилие червяка воспринимается шаровой пятой. Вращение червяку передается цепью 6 посредством тягового колеса 7. Таль подвешивают к балке или ходовой тележке при помощи крюка 8.
Шестеренная таль (рис. 48, б) состоит из подвесного корпуса, в котором заключены звездочка грузовой цепи, планетарный шестеренчатый редуктор и дисковый тормоз.
Шестеренная таль работает следующим образом. При вращении цепного тягового колеса 1 в направлении подъема груза оно навинчивается на втулку 2 и зажимает свободно насаженное на ней храповое колесо 3, которое вращается вместе со втулкой и приводным валом 4. При этом собачка 5 скользит по зубьям храповика. Сателлиты 6 планетарного редуктора, приводимые во вращение
центральной шестерней 7, изготовленной заодно с приводным валом, обкатываются по внутренней зубчатой поверхности неподвижного венца 8 и приводят во вращение водило 9, а вместе с ним грузовую звездочку 10 механизма подъема. При остановке тягового колеса собачка упирается в зуб храпового колеса и удерживает груз. Для опускания груза тяговое колесо вращают в обратную сторону. Принцип действия винтового тормоза был рассмотрен ранее.
По сравнению с червячными талями шестеренные имеют меньшую строительную высоту и более высокий к. п. д.
Кроме рассмотренных выше подвесных универсальных ручных талей, ГОСТ 1106—64 предусматривает изготовление передвижных ручных талей, выпускаемых комплектно с тележкой для перемещения грузов по подвесным однорельсовым путям двутаврового профиля. Корпус таких талей не имеет крюка для подвески и приспособлен для крепления к тележке болтами.