Действенным средством уменьшения массы является применение листовых штампованных конструкций. Детали в виде тел вращения (рис. 44) изготовляют раскатыванием на токарных станках (в условиях единичного или мелкосерийного производства) или штамповкой. В серийном производстве, когда масштаб выпуска оправдывает изготовление штампов, пелесообразно переводить на листовую штамповку крупные детали (щитки, панели, кожухи, диафрагмы, обтекатели, облиповки и др.).
Пониженную прочность и жесткость тонколистовых конструкций компенсируют приданием скорлупчатых или сводчатых форм, выдавливанием рельефов, отбортовкой, введением связей, приваркой профилей жесткости.
Детали из пластичных металлов (низкоуглеродистые стали, дюралюмины в отожженном или све-
жезакаленном состоянии) при толщине листов не более 3—4 мм изготовляют холодной штамповкой, а в случае глубокой вытяжки — в несколько операций с промежуточным отжигом для снятия нагартовки Детали из листов толшиной в среднем более 4 мм изготовляют горячей штамповкой.
На рис. 45 приведены примеры сварных тонкостенных (оболочковых) конструкций.
В ряде случаев существенного уменьшения массы корпусных деталей можно добиться применением скелетных конструкций. Литьем выполняют только те элементы детали, которые нуждаются в точном взаимном расположении. Эти элементы соединяют облегченными литыми связями. Образовавшийся скелет покрывают облицовкой из листового материала.
На рис. 46,о представлена цельнолитая кон-струкция сто та корпусной детали. В скелетной конструкции отливка выполнена в виде открытой решетки, связывающей центральную и периферийные бобышки; решетка закрыта тонколистовой облицовкой 1 (рис. 46,6).
Способ крепления стальных облицовок без применения наружных крепежных деталей показан на рис. 46, в. К облицовке приваривают контактной сваркой бобышки 2, с помощью которых облицовку притягивают болтами к литому скелету. Если в конструкции имеются съемные втулки 3. облицовку можно крепить защемлением под фланец втулки (рис. 46, г).
Из листовой стали сваривают несложные корпусные детали коробчатого типа, например корпуса передач. Их прочность значительно превосходит прочность литых чугунных корпусов. Корпуса сложной формы этим способом изготовлять нерентабельно в связи с необходимостью изготовления большого числа заготовок и повышенным объемом сварочных операций. ,
В рамных и ферменных конструкциях значительного снижения массы можно достичь применением облегченных холодногнутых профилей из листового материала (рис. 47), изготовляемых на роликовых профилегибочных станках.