где N — мощность агрегата.
Этот показатель учитывает степень конструктивного совершенства машины, а также степень применения легких сплавов и неметаллических материалов.
У двигателей внутреннего сгорания удельная масса имеет следующую величину: для стационарных 10—20, судовых 4—10, автомобильных 2,5 — 9,5, авиационных 0,7 — 1,0 кг/кВт.
В транспортном машиностроении для характеристики качества конструкции применяют отношение массы конструкции к полезному грузу. Этот показатель для судового транспорта равен 20 — 30, железнодорожного 10 — 20, автотранспорта 3 — 5 и для самолетов 1,2-2,5.
Качество конструкции металлорежущих станков оценивают отношением массы станка к номинальной мощности приводного двигателя (показатель невыразительный, потому что он не учитывает степень использования номинальной мощности, а также производительность станка).
Совершенство конструкции редукторов характеризуют отношением их массы к передаваемому крутящему моменту или к произведению пере хаваемой мощности на передаточное число (степень редукции).
От понятия «масса» следует отличать понятие металлоемкости. Они не равнозначны.
Пусть две машины одинаковых размеров и с одинаковыми параметрами изготовлены одна преимущественно из стали и чугуна, а другая — из легких сплавов (алюминиевых). Очевидно масса второй машины меньше массы первой приблизительно во столько раз, во сколько раз плотность тяжелых материалов больше плотности легких (в данном случае приблизительно в 2 раза). Металлоемкость, рассматриваемая как количество вложенного в машину металла, у них одинаковая.
Металлоемкость лучше всего выражать объемом металлических деталей, составляющих машину. Тогда наряду с удельной массой следует ввести показатель удельной металлоемкости, как частное от деления объема металлических деталей на основной параметр машины. Значение этого показателя далеко выходит за пределы оценки экономии металлов, осуществленной в машине. Самое важное, что он характеризует и притом гораздо вернее, чем удельная масса, качество конструкции, т. е. рациональность ее схемы и совершенство форм деталей, независимо от плотности использованных материалов.
Так как машины обычно изготовляют нз металлов с различной плотностью, то в обшем случае показатель удельной металлоемкости имеет вид