Литые стальные и чугунные колеса. Толщина δ0 обода литого колеса (рис. 22) должна быть возможно меньшие, чтобы она не отличалась значительно от толщины спиц. Минимальная толщина
где mt — торцовый модуль, мм; z — число зубьев колеса.
Формула действительна при наличии на ободе ребер жесткости высотой hне менее толщины δ0; рекомендуется принимать h = 2δ0. Толщину ребра следует брать примерно (0,8÷1) δ0. При ширине литого колеса b < d/12 его выполняют однодисковым или со спицами овального сечения, а при большой ширине — со спицами, показанными на рис. 23. При da< 1000мм и b = 100÷200мм спицы выполняют Н-образными (рис. 22, а), крестообразными (рис. 22, б) и двутавровыми (рис. 22, в). Н-образные спицы предпочтительнее, так как в отливках остаточные напряжения получаются меньше. Колеса с da < 2500мм выполняют с шестью спицами.
Рис. 22. Литое колесо и форма спиц
Рис. 23. Конструкция бандажированных цилиндрических колес
44. Рекомендуемые натяги для стальных бандажей зубчатых колес и чугунных центров
Номинальный диаметр D, мм |
Отклонение, мкм |
Натяг,мм |
||||
отверстия |
вала |
|||||
нижн. |
верхн. + |
верхн. + |
нижн. + |
наиб. |
наим. |
|
Св. 500 до600 |
0 |
80 |
560 |
480 |
560 |
400 |
» 600 »700 |
0 |
125 |
700 |
575 |
700 |
450 |
» 700 »800 |
0 |
150 |
800 |
650 |
800 |
500 |
» 800 »1000 |
0 |
200 |
950 |
750 |
950 |
550 |
» 1000 »1200 |
0 |
275 |
1200 |
925 |
1200 |
650 |
» 1200 »1500 |
0 |
375 |
1500 |
1125 |
1500 |
750 |
Размер Н спицы с Н-образным сечением при толщине стенки спицы (0,8…1) δ0 (большие значения относятся к b/mt> 25) принимают
Если при найденном Н спицы не уменьшаются на ступице, то Н следует выбрать из условия сопряжения спиц со ступицей (например, при шести спицах H≈ 0,6dст, где dст — диаметр ступицы) и рассчитать на изгиб по изгибающему моменту по спицам Мсп ≈ 0,1Pd (здесь Р — окружная сила). Суживать спицы к ободу следует не больше, чем на 20%.
Ширина края обода, не поддерживаемая спицами, n ≤ 0,15b.
Толщина ступицы
где dB — диаметр отверстия ступицы, мм.
Длина ступицы l = (l,5…2)dB, но не меньше ширины колеса b.
Бандажированные колеса. Толщина бандажа (рис. 23)
где mtи d — в мм.
Толщина обода чугунного центра δОц ≈ δб. Для предохранения бандажа от проворачивания или сдвига с центра с каждой стороны колеса ввинчивают 3-6 стопорных винтов диаметром (0,5 + 0,6) δб и длиной, равной трехкратному диаметру.
Размеры спиц и ступицы центров такие же, как для литых колес.
Однодисковая конструкция предпочтительна при окружной скорости v > 10м/свследствие меньших потерь масла на разбрызгивание.
Меньшие колебания натяга, чем приведенные в табл. 44, могут быть достигнуты, если при проточке центра за номинальный диаметр будет принят внутренний диаметр уже расточенного бандажа колеса. Такой способ обработки применяют при повышенных требованиях к посадке бандажа на центр (например, при ударной или вибрационной нагрузке). При толщине бандажа меньше (4…5)mtтакже рекомендуется сужать поля натяга указанным способом. Следует учитывать, что при натягах больше 0,001D возможны разрушения от впадины между зубьями.
Рис. 24. Конструкция армированных зубчатых колес:
а — шлицевое соединение с валом; б — соединение с валом посредством специальной втулки
Рис. 25. Конструкция армированных зубчатых колес:
а — венец из термопласта; б — наборный венец из слоистого пластика
Пластмассовые колеса. Одно из колес в паре делают пластмассовым (текстолит, лигнофоль, капрон, нейлон и др.), а другое — чугунным или стальным с закалкой. Также сочетание материалов обеспечивает практически бесшумную работу зубчатой передачи при больших окружных скоростях.
Основной недостаток пластмассовых колес — низкие допускаемые нагрузки (в 2-3 раза меньше, чем для стальных колес), ограничиваемые выносливостью против выкрашивания и износостойкостью рабочих поверхностей зубьев.
Армирование пластмассовых зубчатых колес талью или чугуном также проводят для повышения прочности при изгибе зубьев, усиления соединения зубчатого колеса с валом, придания стабильности размерам пластмассового венца.
На рис. 24 показаны варианты армирования зубчатых колес из слоистых пластиков методами осевой стяжки заклепками (рис. 24, а) и болтами (рис. 24, б). Если зубчатое колесо надевается на вал непосредственно, то соединять его с валом целесообразно с помощью шлицев (см. рис. 24, а).
Допускаемые напряжения при расчете шлица на смятие рекомендуется назначать для полиамидов 7—10МПа; для полиформальдегида и текстолита 12— 15МПа.
На рис. 25 показаны конструкции армированных колес. Здесь зубчатый венец выполнен из полимера, а диски и ступицы из стали. Это позволяет осуществлять смену изношенных зубчатых венцов даже без съема колес с вала.
Для термопластических материалов армирующие элементы при изготовлении зубчатых колес или составных заготовок вводят в сопряжение с пластмассовыми венцами непосредственно в процессе отливки (рис. 26).
Однако усадочное сокращение длины и ширины венца при остывании, содействуя более плотному сопряжению, одновременно вызывает внутренние напряжения, остающиеся в материале весьма длительное время. Термическая обработка способствует частичному снятию внутренних напряжений.
« Назад [Конструкции цилиндрических зубчатых колес] Далее »