Термины и обозначения приведены в табл. 1, определения терминов см. ГОСТ 16530—83 и 16531-83.

[gview file=»https://www.cb-online.ru/wp-content/uploads/2014/05/GOST-16530—83.pdf»]

[gview file=»https://www.cb-online.ru/wp-content/uploads/2014/05/GOST-16531—83.pdf»]

1. Термины и обозначения цилиндрических зубчатых передач

Делительное межосевое расстоя­ние — a

Межосевое расстояние — aw

Ширина венца цилиндрического зубчатого колеса — b

Рабочая ширина венца зубчатой передачи — bw

Радиальный зазор пары исходных контуров — c

Коэффициент радиального зазора нормального исходного контура – c*

Высота зуба цилиндрического зубчатого колеса — h

Высота делительной головки зуба цилиндрического зубчатого колеса — ha

Коэффициент высоты головки исходного контура – ha*

Высота до хорды зуба колеса —

Высота до постоянной хорды зуба —

Высота до хорды дуги окруж­ности —

Глубина захода зубьев колеса, а также глубина захода зубьев ис­ходных реек —

Высота делительной ножки зуба колеса — hf

Граничная высота зуба колеса — hl

Делительный диаметр зубчатого колеса — d

Диаметр вершин зубьев колеса — da

Основной диаметр зубчатого ко­леса — db

Диаметр впадин зубчатого колеса — df

Диаметр окружности граничных точек зубчатого колеса — dl

Начальный диаметр зубчатого ко­леса — dw

Радиус зубчатого колеса — r

Расчетный модуль цилиндриче­ского зубчатого колеса — m

Нормальный модуль зубьев — mn

Окружной модуль зубьев (торцо­вый) — mt

Шаг эвольвентного зацепления — pb

Нормальный шаг зубьев рейки — pn

Торцовый шаг зубьев рейки — pt

Осевой шаг зубьев рейки — px

Основной нормальный шаг зубьев — pbn

Основной окружной шаг зубьев — pbt

Основная нормальная толщина зуба — sbn

Постоянная хорда зуба —

Нормальная толщина зуба рейки — sn

Осевая толщина зуба рейки — sx

Торцовая толщина зуба рейки — st

Толщина по хорде зуба —

Окружная толщина на заданном диаметре dy — sty

Толщина по хорде —

Длина обшей нормали зубчатого колеса — W

Коэффициент смещения исход­ного контура — x

Коэффициент наименьшего сме­щения исходного контура — xmin

Коэффициент суммы смещений хΣ

Коэффициент воспринимаемого смещения — у

Коэффициент уравнительного смещения — Δу

Число зубьев зубчатого колеса (число зубьев секторно-зубчатого колеса) — z

Наименьшее число зубьев, сво­бодное от подрезания — zmin

Число зубьев в длине обшей нор­мали — zw

Нормальный боковой зазор эвольвентной цилиндрической зубчатой передачи — jn

Эвольвентный угол профиля зуба – inv a

Эвольвентный угол, соответст­вующий точке профиля на окруж­ности dy– inv ay

Частота вращения зубчатого колеса в минуту — n

Передаточное число зубчатой передачи (z2/z1; d2/d1; n1/n2) — u

Угол профиля зуба исходного кон­тура в нормальном сечении — a

Угол профиля зуба в торцовом сечении — at

Угол зацепления — atw

Угол профиля в точке на концен­трической окружности заданного диаметра dy — ay

Угол наклона линии зуба соосной цилиндрической поверхности диа­метраdy— βy

Угол наклона линии зуба — β

Основной угол наклона линии зуба (косозубого колеса на его основ­ном цилиндре) — βb

Угол развернутости эвольвенты зуба — v

Половина угловой толщины зуба — ψ

Половина угловой толщины зуба эквивалентного зубчатого колеса, соответствующая концентрической окружности диаметра dy/cos2βy — ψyv

Угловая скорость — ω

Шестерня — зубчатое колесо передачи с меньшим числом зубьев, колесо — с боль­шим числом зубьев. При одинаковом числе зубьев зубчатых колес передачи шестерней называют ведущее зубчатое колесо, а коле­сом — ведомое. Индекс 1 — для величин, относящихся к шестерне, индекс 2 — относя­щихся к колесу.

Исходный контур зубчатых цилиндрических колес эвольвентного зацепления и конических колес с прямыми зубьями
Исходный контур зубчатых цилиндрических колес эвольвентного зацепления и конических колес с прямыми зубьями

Рис. 1. Исходный контур зубчатых цилиндрических колес эвольвентного зацепления по ГОСТ 13755—81 и конических колес с прямыми зубьями по ГОСТ 13754— 81

Индекс n — для величин, относящихся к нормальному сечению, t — к окружному (торцовому) сечению. В тех случаях, когда не может быть разночтения и неясности, индексы n и t можно исключить.

Термины параметров нормального ис­ходного контура и нормального исходного производящего контура, выраженных в до­лях модуля нормального исходного контура, образуют добавлением слова «коэффициент» перед термином соответствующего парамет­ра.

Обозначения коэффициентов соответст­вуют обозначениям параметров с добавлением знака «*», например коэффициент радиального зазора пары исходных контуров с*.

Модули (по ГОСТ9563—60). Стандарт распространяется на эвольвентные цилинд­рические зубчатые колеса и конические зубчатые колеса с прямыми зубьями и устанав­ливает:

для цилиндрических колес — значения нормальных модулей;

для конических колес — значения внеш­них окружных делительных модулей.

Числовые значения модулей:

Ряд 1

Ряд 2

Ряд 1

Ряд 2

Ряд 1

Ряд 2

Ряд 1

Ряд 2

1

1,125

5

5,5

12

14

1,25

1,375

2,5

2,75

6

7

16

18

1.5

1..75

3

3,5

8

9

20

22

2

2,25

4

4,5

10

11

25

28

 

32

36

Примечания:

1. При выборе модулей ряд 1 следует предпочитать ряду 2.

2. Для цилиндрических зубчатых колес допускается:

а) в тракторной промышленности при­менение модулей 3,75; 4,25 и 6,5мм;

б) в автомобильной промышленности применение модулей, отличающихся от ус­тановленных в настоящем стандарте;

в) в редукторостроении применение мо­дулей 1,6; 3,15; 6,3; 12,5м.

3. Для конических зубчатых колес до­пускается:

а) определять модуль на среднем конус­ном расстоянии;

б) в технически обоснованных случаях применение модулей, отличающихся от ука­занных в таблице.

4. Стандарт предусматривает применение модулей в диапазоне значений от 0,05 до 100мм.

Исходный контур цилиндрических зубча­тых колес. Под исходным контуром колес (рис. 1) подразумевают контур зубьев рейки в нормальном к направлению зубьев сечении. Радиальный зазор с = 0,25m, радиус кривизны переходной кривой зуба pf = 0.4m. Допускается увеличение радиуса рfесли это не нарушает правильности зацепления, и увеличение с до 0,35m при обработке колес долбяками и шеверами и до 0,4m при шлифовании зубьев.

Для цилиндрических колес внешнего зацепления при окружной скорости более указанной в табл. 2 применяют исходный контур с модификацией профиля головки зуба (рис. 2). При этом линия модификации — прямая, коэффициент модификации hg* должен быть не более 0,45, а коэффициент глубины модификации Δ* — не более 0,02.

Рекомендуемые значения коэффициента Δ* приведены в табл. 3.

Основные элементы зубчатого зацепле­ния указаны на рис. 3 и 4 в соответствии с обозначением по табл. 1.

Смещение колес зубчатых передач с внешним зацеплением. Чтобы повысить прочность зубьев на изгиб, снизить кон­тактные напряжения на их поверхности и уменьшить износ за счет относительного скольжения профилей, рекомендуется про­изводить смешение инструмента для цилин­дрических (и конических) зубчатых передач, у которых z1 ≠ z2. Наибольший результат достигается в следующих случаях:

Исходный контур с профильной модификацией
Исходный контур с профильной модификацией

Рис. 2. Исходный контур с профильной модификацией

2. Окружная скорость колес в зависимости от их точности

Тип колес

Окружная скорость в м/спри степени точности колеса по ГОСТ 1643-81

6

7

8

Прямозубые

10

6

4

Косозубые

16

10

6

3. Коэффициент глубины модификации Δ* в зависимости от модуля и степени точности

Модуль m,мм

Степень точности по нормам плавности работы по ГОСТ 1643-81

6

7

8

До 2

0,010

0,015

0,020

Св. 2 до 3,5

0,009

0,012

0,018

» 3,5 » 6,3

0,008

0,010

0,035

» 6,3 » 10

0,006

0,008

0,012

» 10 » 16

0,005

0,007

0,010

» 16 » 25

0,006

0,009

» 25 » 40

0,008

1) при смещении передач, у которых шестерня имеет малое число зубьев (z1 < 17), так как при этом устраняется под­рез у корня зуба;

2) при больших передаточных числах, так как в этом случае значительно снижается относительное скольжение профилей.

рис.3

Рис. 3

рис.4

Рис. 4

Положение исходного производящего контура относительно нарезаемого колеса, при котором делительная прямая рейка ка­сается делительной окружности колеса, на­зывают номинальным положением (рис. 5, а). Колесо, зубья которого образованы при номинальном положении исходной произ­водящей рейки, называют колесом, наре­занным без смешения исходного контура (по старой терминологии — некорригированное колесо).

Положение производящего реечного контура относительно заготовки
Положение производящего реечного контура относительно заготовки

Рис. 5. Положение производящего реечного контура относительно заготовки:

а — номинальное; б — с отрицательным смещением; в — с положительным смещением

График для определения нижнего предельного значения z1 в зависимости от z2 при которых
График для определения нижнего предельного значения z1 в зависимости от z2 при которых

Рис. 6. График для определения нижнего предельного значения z1 в зависимости от z2 при которых

εа = 1,2 (x1= х2 = 0,5)

График для определения хmin в зависимости от z и β или zmin - х и β
График для определения хmin в зависимости от z и β или zmin — х и β

Рис. 7. График для определения хmin в зависимости от z и β или zmin — х и β

Формула

(округляется до ближайшего большего целого числа)

Примеры.

1. Дано: z = 15; β = 0. По графику определяем хmin = 0,12 (см. штриховую линию).

2. Дано: х = 0; β = 30°. По графику определяем наименьшее число зубьев = 12 (cм. штриховую линию)

Влияние смещения исходного контура на геометрию зубьев
Влияние смещения исходного контура на геометрию зубьев

Рис. 8. Влияние смещения исходного контура на геометрию зубьев

Если исходная производящая рейка в станочном зацеплении смещена из номи­нального положения и установлена так, что ее делительная прямая не касается дели­тельной окружности нарезаемого колеса, то в результате обработки получится колесо, нарезанное со смещением исходного конту­ра (по старой терминологии — корригиро­ванное колесо).

Зацепление (в сечении, параллельном торцовому) зубчатого колеса со смещением с исходной производящей рейкой
Зацепление (в сечении, параллельном торцовому) зубчатого колеса со смещением с исходной производящей рейкой

Рис. 9. Зацепление (в сечении, параллельном торцовому) зубчатого колеса со смещением с исходной производящей рейкой

4. Коэффициенты смещения у зубчатых колес прямозубой передачи

Коэффициент смещения

Область применения

у шестер­ни х1

у колеса х2

0

0

Межосевое расстояние aw задано равным 0,5(z1 + z2)m или не задано

Кинематические передачи

z1 ≥ 17

0,3

-0,3

12 ≤ z1 < 16 и z2 ≥ 22

0

0

Межосевое расстояние aw задано равным 0,5(z1 + z2)m

Силовыепередачи

z1 ≥ 21

0,3

-0,3

14 ≤ z1 ≤ 20 и u ≥ 3,5

0

0

Межосевое расстояние aw не задано

z1> 30

0,5

0,5

10 ≤ z1 ≤ 30. В пределах 10 ≤ z1 ≤ 16 нижнее предельное значе­ние z1 определяется по графику (рис.6)

5. Коэффициент смещения у зубчатых колес косозубой и шевронной передач

Коэффициент смещения

Область применения

у шестер­ни х1

у колеса х2

0

0

Межосевое расстояние aw задано равным (z1+z2)m/(2cosβ) или не задано

Кинематическиепе­редачи

Коэффициент смещения у зубчатых колес косозубой и шевронной передач

0,3

-0,3

Коэффициент смещения у зубчатых колес косозубой и шевронной передач

0

0

Силовыепередачи

Коэффициент смещения у зубчатых колес косозубой и шевронной передач

0,3

-0,3

Коэффициент смещения у зубчатых колес косозубой и шевронной передач

Толщина зуба по постоянной хорде и высота до постоянной хорды в нормальном сечении
Толщина зуба по постоянной хорде и высота до постоянной хорды в нормальном сечении

Рис. 10. Толщина зуба по постоянной хорде и высота до постоянной хорды в нормальном сечении

Расстояние от делительной прямой исходной производящей рейки (или исходного контура) до делительной окружности колеса является величиной смещения.

Отношение смещения исходного контура к расчетному модулю называют коэффици­ентом смещения (х).

Если делительная прямая исходного контура пересекает делительную окружность зубчатого колеса (рис. 5, б), смещение назы­вают отрицательным (х < 0), если не пере­секает и не соприкасается (рис. 5, в) — по­ложительным (х > 0). При номинальном положении исходного контура смещение равно нулю (х = 0).

Коэффициент смещения х обеспечивает­ся установкой инструмента относительно заготовки зубчатого колеса в станочном за­цеплении.

Коэффициенты смещения у зубчатых колес рекомендуется выбирать по табл. 4 для прямозубой передачи и по табл. 5 — для косозубой и шевронной передач.

Основные элементы зубчатого зацепле­ния со смещением указаны на рис. 8, 9, 10.

6. Разбивка коэффициента суммы смещения xΣ у прямозубой передачи на составляющие х1 и х2

Коэффициент суммы смещения хΣ

Коэффициент смещения

Область применения

у шестер­ни х1

у колеса x2

0 < xΣ ≤ 0,5

xΣ

0

Кинематические пе­редачи

Формула

Силовые передачи

Формула 3

0,5 < хΣ ≤ 1

0,5

хΣ — 0,5

Кинемати­ческие пе­редачи

Формула

Силовые передачи

Формула 5

Примечания:

1. При заданном межосевом расстоянии aw требуемое значение коэффи­циента суммы смещений хΣ можно получить за счет изменения числа зубьев z1 или z2, если это изменение допускается.

2. При 0.3 < хΣ < 0,7 и u < 2 наибольшая скорость скольжения в зацеплении будет большей, чем в передаче без смещения.

3. При u = 1 рекомендуется x1 = x2 = 0,5хΣ.

7. Разбивка коэффициента суммы смещения xΣ у косозубой или шевронной передачи на составляющие х1 и x2

Коэффициент суммы смещения хΣ

Коэффициент смещения

Область применения

у шестер­ни х1

у колеса x2

0 < xΣ ≤ 0,5

xΣ

0

Кинематическиепе­редачи

Формула

0 < xΣ ≤ 0,5

xΣ

0

Силовыепередачи

Формула

Примечания:

1. При заданном межосевом расстоянии aw требуемое значение коэффи­циента суммы смещений хΣ можно получить за счет изменения числа зубьев z1 или z2, угла на­клона β, если эти изменения допускаются.

2. При хΣ > 0,3 и u < 2 наибольшая скорость скольжения в зацеплении будет большей, чем в передаче без смещения.

3. При u = 1 рекомендуется х1 = х2 = 0,5xΣ.

8. Значения наименьшего числа зубьев zmin зубчатого колеса с коэффициентом смещения х = 0 при станочном зацеплении с исходной производящей рейкой

βº

zmin

βº

zmin

βº

zmin

До 12

17

Св. 21до 24

14

Св. 31 до 34

11

Св. 12 » 17

16

» 24 » 28

13

» 34

10

» 17 » 21

15

» 28 » 31

12

 

[Цилиндрические зубчатые передачи] Далее »