Основные параметры

Ремни изготовляют трех видов: общего назначения, морозостойкие и антистатиче­ские.

Ремни общего назначения и антистати­ческие должны быть работоспособны в ин­тервале
температур окружающего воздуха от минус 25 до плюс 60°С; морозостойкие ремни —
от минус 45 до плюс 60°С.

Ремни состоят из тканевого каркаса на­резной конструкции и имеют резиновые прослойки
между прокладками.

Каркас ремней изготовляют из тканей, приведенных в табл. 5.

5. Ткани, применяемые для изготовления плоских ремней

Прочность по основе, Н/мм ширины прокладки

Ткани с основой и утком из

комбинированных нитей

синтетических нитей по ГОСТ 18215-87

61

65

БКНЛ-65 и БКНЛ-62-2

150

ТА-150

200

ТК-200-2

300

ТА-300 и ТК-300

Ремни на основе тканей из комбинированных нитей (комбинация полиэфирного н хлоп­чатобумажного волокна) допускается изготовлять без резиновых прослоек по согласованию
изготовителя с потребителем.

Морозостойкие и антистатические ремни изготовляют с наружными резиновыми обкладками. Для наружных обкладок морозостойких ремней используют резины класса М,
антистатических ремней — резины класса Б.

Допускается использовать антистатиче­ские ремни при эксплуатации от минус 45 до плюс 60°С с наружными обкладками из резины класса М.

Ремни общего назначения изготовляют с наружными резиновыми обкладками (одной или двумя) и без резиновых обкла­док. Наружные обкладки для ремней об­щего назначения
изготовляют из резни классов Б, М и С.

На одной из внешних прокладок ремня допускается не более одного стыка, распо­ложенного под углом от 45 до 70° к про­дольной оси ремня, на длине, указанной в табл. 7.

Число прокладок и ширина ремней должны соответствовать указанным в табл. 6.

6. Число прокладок и ширина ремней

Ширина ремней, мм

Число прокладок при прочности ширины прокладки, Н/мм

55

150

200

300

20, 25, (30), 32 40

3-5

50, (60), 63, (70), 71, (75)

3-5

3-4

3-4

3

80, (85), 90, 100, 112

3-6

3-4

3-4

3

(115), (120), 125, 140,(150)

3-6

3-4

3-4

160,(175)

3-6

3-4

3-4

180, 200, 224, (225), 250

3-6

3-4

3-4

3

(275), 280, (300), 315, (350)

3-6

3-4

3-6

3

355,(375)

3-6

3-5

3-6

400, 450

3-6

3-5

3-6

500, (550), 560, (600)

3-6

3-5

3-6

700

3-6

3-5

3-6

3-4

750, 800, (850), 900, 1000, (1050)

3-6

3-5

3-6

3-6

1100, 1200

3-6

3-6

3-6

3-6

Предельные отклонения ширины ремней не должны быть более указанных ниже.

Ширина ремней, мм

Пред. откл., мм

Для ремней св. 750 до 1200мм включительно предельные
отклонения по ширине должны быть ±1,5% ширины ремня

До 63 включительно

±2,0

Св. 63 до 125 включительно

±3,0

» 125 » 250 »

±4,0

» 250 » 750 »

±5,0

Примечания:

1. Ремни, ширина которых дана в скобках, не должны выбираться при проектировании новых
передач и машин.

2. По требованию потребителя допускается изготовлять бесконечные ремни с другим чис­лом
прокладок.

3. По согласованию изготовителя с потребителем для импортного оборудования допуска­ется
изготовлять ремни другой ширины и числа прокладок

Резинотканевые ремни изготовляют ко­нечными. Длина конечных ремней в зави­симости от ширины приведена в табл. 7.

Допускается изготовлять ремни беско­нечными, при этом размеры ремней уста­навливаются по согласованию изготовителя с потребителем.

Предельные отклонения длины конеч­ных ремней не должны превышать минус 1,5%; предельные отклонения длины бес­конечных ремней ±1,5%

7. Длина конечных ремней

Ширина, мм

Длина, м, не менее

До 90 включительно

Св. 90 до 250 включ.

» 250

8

20

30

Толщина (расчетная) наружных обкла­док: 1,0; 1,5; 2,0; 3,0; 4,0; 5,0; 6,0 мм; для
антистатических ремней — не менее 2,0мм.

Толщины (расчетные) тканевых прокла­док каркаса ремня приведены в табл. 8; масса
(расчетная) ремней — в табл. 9.

Толщины (расчетные) наружных рези­новых обкладок и тканевых прокладок кар­каса
приведены в качестве справочных для расчета общей толщины ремня и не подле­жат
контролю в готовом виде.

Толщина ремня (расчетная) должна быть равна сумме толщин (расчетных) тка­невых
прокладок и толщин (расчетных) наружных резиновых обкладок (там, где они
имеются).

Предельные отклонения фактической средней толщины ремня не должны пре­вышать для ремней толщиной: до 10мм включ. ±1,0мм; более 10мм ±10%.

8. Толщина (расчетная) тканевой прокладки, мм

Номинальная проч­ность прокладки по основе, Н/мм
ширины не менее

Комбинированные нити

Синтетические нити в основе и утке

Комбинированные нити

для ремней с резиновой прокладкой

для ремней без резино­вой прокладки

55

150

200

300

1,20

1,30

1,40

1,50

1,00

9. Масса (расчетная) плоских тканевых прорезиненных
ремней

Поверхностная плотность прокладки ремня в зависимости от наличия резиновой прослойки указана ниже

Наименование ткани

Конструкция ремня

Масса 1м2 прокладки ремня, кг

БКНЛ-65; БКНЛ-65-2

 

ТА-150

ТК-200-2

ТА-300; ТК-300

Без резиновой прослойки

С резиновой прослойкой

С резиновой прослойкой

То же

— »» —

0,9

1,3

1,3

1,4

1,5

Массу ремня G, в кг, вычисляют по формуле

G = (mz + δ·1150)b·l,

где m —поверхностная плотность прокладки ремня, кг/м2;

z — числопрокладок;

δ —толщина обкладок, м;

b — ширинаремня, м;

1150 —плотность резиновой обкладки, кг/м2;

l — длина ремня, м.

Максимально допускаемую (расчетную) рабочую нагрузку ремня по основе рассчи­тывают, умножая величину максимально допускаемой рабочей нагрузки одной про­кладки по основе на ширину ремня в мил­лиметрах (сантиметрах) и число прокладок каркаса.

Максимально допускаемая рабочая и». грузка прокладки ремня должна соответствовать табл. 10.

Ремни по физико-механическим показателям должны соответствовать нормам приведенным в табл. 11.

10. Максимально допускаемая рабочая нагрузка прокладки,

Н/мм ширины

Номинальная прочность прокладки, Н/мм ширины

Ремни, используемые

как элементы приводов

в качестве тяговых элементов

55

3,0

5,5

150

10,0

15,0

200

13,0

20,0

300

20,0

30,0

Правила монтажа и условия
эксплуатации плоских приводных ремней

1. При транспортировании и хранении ремней при минусовой температуре монтаж ремней
проводят только после выдержки их в течение суток при температуре плюс 15—25°С
или в течение 30мин при темпе­ратуре плюс 50°С.

2. Рабочая поверхность шкивов должна быть ровной, так как всякие неровности обусловливают
и неправильную работу рем­ня и вызывают преждевременный износ его.

3. Шкивы должны быть тщательно от­центрированы и вращаться без заметной вибрации.

4. Стык ремня, прилегающий к шкиву, должен быть обращен в сторону, обратную движению
ремня.

5. Ремни должны устанавливаться на шкивы при помощи натяжного приспособ­ления и не
должны быть перекошены от неправильной сшивки.

6. В целях отвода статического электри­чества   в  огнеопасных
местах   необходимо устанавливать   заземленные
металлические щитки вблизи шкивов.

7. Натяжение ремней должно быть та­ким, чтобы не было пробуксовки.

8. Переключение ремней с одной скоро­сти на другую должно производиться при
минимальном обороте передачи.

9. Ширина шкивов В в мм должна быть для передач:

открытых В = 1,10b+10;

перекрестных В = b+50;

полуперекрестных В = 1,5b,

где b — ширина ремня, мм.

10. Диаметр минимального шкива передач в зависимости от скорости и числа прокладок
приводного ремня должен соот­ветствовать указанному в табл. 12.

11. Число прокладок в ремне z вычис­ляют по формуле

z = T/(bTраб),

где Т —тяговая сила на всю ширину рем­ня, Н, определяемая потребителем в зави­симости
от условий работы ремня;

Траб— максимальная допускаемая ра­бочая нагрузка прокладки, Н/мм ширины (см. табл.
10).

12. При продолжительном простое обо­рудования ремни следует снять со шкивов либо ослабить натяжение.

11. Физико-механические показатели резинотканевых
ремней

Наименование показателя

Ткани из нитей

комбинированных с прочностью ши­рины прокладки
55Н/мм

синтетических с прочностью ширины прокладки, Н/мм

150, 200

300

Категория

В

К

В

К

В

К

1. Относительное удлинение по основе при нагрузке
10% номинальной прочности образца, %, не более

3,5

4,0

3,3

3,5

3,8

4,0

2. Прочность связи при расслоении, Н/мм, не менее:

 

между обкладкой толщиной 3мм и более и каркасом

3,0

3,0

3,0

между прокладками:

 

без резиновых прослоек

3,5

3,2

с резиновыми прослойками

3,7

3,5

4,0

3,5

4,0

3,5

3. Поверхностное электрическое сопротивление ремней
для норий, эксплуатируемых на предприятиях по хранению и переработке зерна,
Ом, не более

3,0 · 108

3,0 · 108

Примечание. Показатели прочности связи между обкладкой и прокладкой относятся к толщине обкладок не менее 3,0мм. Прочность связи обкладок толщиной менее 3,0мм не нормируется.

12. Диаметр шкива в зависимости от скорости и числа прокладок ремня

Число прокладок

Скорость ремня, м/с, не более

5

10

15

20

25

30

3

80

100

112

125

140

160

4

112

125

160

180

200

225

5

160

180

200

225

250

280

6

250

280

320

360

400

450

7

360

400

450

500

500

600

8

400

450

560

630

710

800

9

500

560

630

710

800

900

10

630

710

800

900

1000

1120

Условное обозначение ремня должно со­держать
буквенные и цифровые индексы, обозначающие вид ремня, его ширину в миллиметрах,
число тканевых прокладок каркаса, сокращенное наименование ткани, расчетную
толщину наружных резиновых обкладок в миллиметрах, класс обкладочной резины и
обозначение настоящего стандарта.

Примеры условных обозна­чений

Ремень морозостойкий шириной 200мм с гремя прокладками из ткани БКНЛ-65 с наружными резиновыми обкладками толщиной 3,0мм и 1,0мм из резины класса В.

Ремень М-200-3-БКНЛ-65-3,0-1,0-В ГОСТ 23831-79

Ремень антистатический шириной 400мм с пятью прокладками из ткани ТК-200-2 с наружными резиновыми обклад­ками толщиной по 2мм с каждой стороны из резины класса Б.

Ремень А-400-5 ТК-200-2-2,0-2,0-Б ГОСТ 23831-79

Примечание. Условное обозначе­ние ремней для районов с тропическим климатом дополняют индексом в соответст­вии с ГОСТ 15152.

Приводные хлопчатобумажные
цельнотканые пропитанные ремни

Цельнотканые приводные ремни из хлопчатобумажной пряжи в несколько сло­ев, пропитанные специальным составом, работают при скорости не более 25м/с.

Изготовляют следующие типы ремней: четырехслойные, шестислойные, восьмислойные.

В зависимости от наличия пороков внешнего вида и количества разрезов уста­навливают
два сорта ремней: первый и вто­рой.

В первом сорте пороки внешнего вида и разрезы не допускаются.

Во втором сорте допускаются два разре­за. Длина отреза должна быть не менее 3м

Длина ремня в рулоне от 30 до 300м.

По размерам и физико-механическим показателям ремни должны соответствовать требованиям, указанным в табл. 13.

13. Физико-механические показатели ремней

Ширина, мм

Толщина, мм (отклонение ±0,5)

Масса 1м, г, не менее

Разрывная нагрузка по основе, Н, не менее

Удлинение в момент разрыва, %, не более

полоски размером 50×200

по всей ширине

1см2 поперечного сечения

Ремни четырехслойные

30±2,0

4,5

124

5460

4050

20

40±2,0

160

7290

4050

50±2,0

226

9110

4050

60±3,0

272

9110

10930

4050

75±3,0

336

9110

13650

4050

90±3,0

375

9110

15660

4050

100±3,0

458

9110

18220

4050

Ремни шестислойные

50+2,0

6,5

280

11400

11400

3500

22

60±3,0

333

11400

13650

3500

75±3,0

418

11400

17100

3500

90+3,0

492

11400

20500

3500

100±3,0

545

11400

22750

3500

125±4,0

684

11400

28400

3500

150±5,0

822

11400

34100

3500

Ремни восьмислойные

100±3,0

8,5

741

14900

29750

3500

25

125±4,0

927

14900

37200

 

3500

150±5,0

1112

14900

44600

3500

175±5,0

1283

14900

52100

3500

200±6,0

1468

14900

59500

3500

250±6,0

1839

14900

74400

3500

Расчет передачи с хлопчатобумажными цельноткаными пропитанными ремнями

Расчетные данные. Для проектного рас­чета передачи должны быть известны:

назначение и режим работы передачи;

тип двигателя на ведущем валу;

N -передаваемая мощность, кВт;

n1 и n2 — частота вращения соответст­венно ведущего и ведомого шкивов,
мин-1;

а -приблизительное межосевое рас­стояние (рис. 2), м;

D — диаметр одного из шкивов, м.

Диаметры шкивов. Если ни один из диаметров не известен, то можно задаться им в соответствии с рекомендуемыми ми­нимальными диаметрами (табл. 14) или исходя из
ориентировочной скорости t=10…20м/с (иногда 5-25м/с).

Зная один из диаметров, другой находят из уравнения

D2 = iD1,

где i = n1/n2 — передаточное отношение.

Диаметр D1 ведущего шкива, как пра­вило, округляют до ближайшего большего, а ведомого D2   — до ближайшего меньшего значения.

Межосевое расстояние. Если межосевое расстояние а не известно, то можно опре­делить минимальную его величину по эм­пирическим формулам:

для обыкновенной открытой передачи

amin≥ 2(D1 + D2);

для передачи с натяжным роликом

amin = D1 + D2

Угол обхвата. Угол обхвата ремнем шкива (меньшего из двух) для открытой передачи рассчитывают по приближенной формуле

а = 180° — (Dmax — Dmin)/a ·
60º

Рекомендуется принимать а не менее 150º, иначе придется увеличить межосевое расстояние а или применить натяжной ролик. Углы обхвата для передачи с роликом лучше всего
определять графически по схе­ме передачи, вычерченной в масштабе (рис. 3).

Основные геометрические данные для расчета передачи
Основные геометрические данные для расчета передачи

Рис. 2. Основные геометрические данные для расчета
передачи

Для перекрестной передачи а = 180° + (D1 + D2)/a ·60º.

Натяжной ролик. Диаметр ролика D0 = Dmin… 0,8Dmin.

Помещать ролик (на ведомой ветви) желательно так, чтобы угол 2φ, огибая его ремнем,
был не более 120°, а центр ролика располагался от центра малого шкива на
расстоянии А ≥ D0 + (0,5…1)Dmin.

Применение натяжного ролика возмож­но лишь при соответствующем соединении концов ремня. При натяжном ролике пере­даточное отношение

i= D1/D2 = 1/10…10.

Схема для графического определения угла обхвата передачи с роликом
Схема для графического определения угла обхвата передачи с роликом

Рис. 3. Схема для графического определения угла обхвата передачи с роликом

Длина ремня. Определив а и диаметры шкивов, вычисляют длину ремня. Для от­крытой передачи

Длина ремня
Длина ремня

Для передачи с натяжным роликом

Длина ремня для передачи с натяжным роликом
Длина ремня для передачи с натяжным роликом

по вычерченной в масштабе схеме переда­чи, зная D1, D2 и D0,
определяют углы а1, a2 и а0 = π — 2φ
(выражая их в ра­дианах) и находят длины прямолинейных участков λ, λ1
и λ2c учетом масштаба.

Полученная длина L является геомет­рической длиной ремня, к которой необхо­димо прибавить отрезок ΔL, зависящий от способа соединения концов.

Число пробегов. Для обеспечения нор­мальной долговечности приводных ремней рекомендуется проверить число пробегов ремня в единицу времени (в секунду)

u = v/L

где L -длина ремня, м;

v =πDn/60 — скорость ремня, м/с.

Число пробегов должно быть: в откры­той передаче u≤ umах ≤ 3
(в крайнем слу­чае ≤ 5); в передаче с натяжным роликом u≤ umax
2 (в крайнем случае ≤ 3).

Если число пробегов превышает пре­дельные значения, то для снижения и не­обходимо
соответственно увеличить межо­севое расстояние а и длину ремня L, иначе ремень
будет иметь пониженный срок службы.

Ширина ремня, мм,

Ширина  плоского ремня
Ширина плоского ремня

где P =1020N/v(N в кВт), или Р= 2Mкр/D — окружная сила, Н; v= πDn/60 –
окружная скорость, м/с, р — допускаемая удельная окружная сила на единицу
ширины, Н/мм (см. табл. 14); c0 — поправочный коэффи­циент,
зависящий от рода и расположения передачи (табл. 15); с1
поправочный ко­эффициент на влияние угла обхвата (табл. 16); c2
поправочный коэффициент на влияние скорости (табл. 17); c3 — попра­вочный
коэффициент на влияние режима работы (табл. 18); Мкр — крутящий мо­мент,
Н·м; D — диаметр шкива, м.

Ширину ремня b округляют до стан­дартного размера (см. табл. 13), как прави­ло, в большую
сторону.

Ширину шкивов В выбирают по шири­не ремня b. Ширину натяжного ролика принимают равной ширине шкивов.

Допускаемая нагрузка.
Передаваемые силы на единицу ширины принимают для обыкновенных передач по табл. 14.

При поверочном расчете допускаемая окружная сила, Н,

Р = pbc0c1c2c3,

допускаемая мощность, кВт,

N = Pv/1020.

Работоспособность ремня зави­сит от его рабочего натяжения σ0 =1,6…2,0МПа.

σ0=1,6МПа следует вводить в расчет передач с а = constпри коротком межосе­вом
расстоянии либо при почти вертикаль­ном расположении привода;

σ0=1,8МПа рекомендуется принимать при расчете передач а = const, но при дос­таточном
межосевом расстоянии и при угле наклона привода к горизонту не более 60º и
с а = var, но когда ремень подтягивается периодически;

σ0= 2,0МПа можно вводить в расчет передач с автоматическим регулируемым
натяжением, как при а = const (натяжной ролик), так и при а =var (самонатяжные
приводы).

14. Допустимые удельные окружные силы р (в Н/мм) в
зависимости от толщины δ ремня и диаметра D шкива (в мм), (меньшего из
двух в передаче)

D

Ремни четырехслойные

Ремни шестислойные

Ремни восьмислойные

δ = 4,0

δ = 4,5

δ = 5,0

δ = 6,0

δ = 6,5

δ = 7,0

δ = 8,0

δ = 8,5

δ = 9,0

80

(5,4)

90

(5,7)

(6,1)

100

6,0

(6,4)

(6,7)

112

6,3

6,7

(7,1)

125

6,5

7,0

7,5

(8,2)

140

6,7

7,3

7,8

(8,7)

(9,1)

160

6,9

7,5

8,1

9,2

(9,7)

(10,1)

180

7,1

7,7

8,4

9,6

10,1

(10,6)

200

7,2

7,9

8,6

9,9

10,5

11,0

(12,0)

225

7,3

8,1

8,8

10,2

10,8

11,4

(12,6)

(13,0)

250

7,4

8,2

9,0

10,5

11,1

11,8

13,0

(13,5)

(14,0)

280

7,5

8,3

9,1

10,7

11,4

12,1

13,4

14,0

(14,6)

320

7,6

8,5

9,3

10,9

11,7

12,4

13,8

14,4

15,1

360

8,6

9,5

ИЛ

11,9

12,7

14,1

14,8

15,5

400

9,6

11,3

12,1

12,9

14,4

15,1

15,9

450

11,4

12,3

13,1

14,7

15,4

16,2

500

11,5

12,4

13,3

14,9

15,7

16,5

560

12,5

13,4

15,1

15,9

16,7

630

13,5

15,3

16,1

16,9

710

15,5

16,3

17,1

800

15,6

16,5

17,3

900

16,7

17,5

1000

17,7

Для самонатяжных передач, в частности, для передачи с натяжным роликом можно повы­сить
табличные значения р на 0,5Н/мм для четырехслойных, на 0,7Н/мм для шестислойных
и на 0,9Н/мм для восьмислойных ремней.

Нормы нагрузки даны не только для нормальных толщин ремней, но и для предельных.

Значения р, поставленные в скобки, приведены лишь в справочных целях для провероч­ного
расчета существующих передач.

Для проектного расчета новых передач в таблице между двумя линиями даны значения до­пускаемых нагрузок, соответствующих минимальным допустимым и минимальным рекомен­дуемым диаметрам шкивов Наименьший шкив является минимально допустимым, и его можно применять лишь на второстепенных (тихоходных) передачах.

15. Коэффициент с0

Вид передачи

Коэффициент с0 при угле γ°

0-60

60-80

80-90

Самонатяжная (с автоматическим натяжением ремня)

1,0

1,0

1,0

Натяжная и простая открытая (с периодическим
подтягиванием или перешивкой ремня)

1,0

0,9

0,8

Перекрестная

0,9

0,8

0,7

16. Коэффициент с1

Угол обхвата аº

150

160

170

180

190

Коэффициент с1

0,91

0,94

0,97

1,00

1,03

Угол обхвата аº

200

210

220

230

240

Коэффициент с1

1,06

1,09

1,12

1,15

1,18

17. Скоростной коэффициент с2

Ремни

c2 при скорости ремня, м/с

1

5

10

15

20

25

30

Обыкновенные плоские

1,04

1,03

1.00

0.95

0.88

0,79

0,68

Плоские синтетические

1,03

1.01

1,00

0,99

0,97

0,96

0,92

Для самонатяжных передач скоростной коэффициент c2 = 1 при любой
скорости.

18. Коэффициент режима работы с3

Пусковая нагрузка, % номи­нальной

120

150

200

300

Коэффициент с3

1,0

0,9

0,8

0,7

При работе в две смены значения с3 уменьшаются на 0,1;

при трехсменной работе — на 0,2.

Приведенное напряжение, МПа,

k0 = ca– 10·δ/D,

где сa= 2,3 при σ0 = 1,6МПа; са =2,5 при σ0= 1,8МПа; са =2,7 при σ0 = 2,0МПа.

Формула приведенного напряжения от­носится к открытой передаче с углом об­хвата а=180°
и скоростью v=10м/с, при спокойной и равномерной нагрузке и нор­мальных
условиях в помещении, где нахо­дится передача. Для иных режимов работы вводят
поправочные коэффициенты, позво­ляющие найти полезное напряжение k в МПа:

k = k0с0с1с2с3,

где c0, c1, c2, c3 — коэффициенты по табл. 5-8.

Давление на валы

При параллельных ветвях ремня и для самонатяжных передач (рис. 4) нагрузка на валы,
Н,

Q = 2σ0F.

У передач простых и натяжных после перетяжек при полуторном запасе натяже­ния (так как
новым или долгое время не работавшим ремням сообщают начальное натяжение
приблизительно в 1,5 раза больше нормального) на валы будет дейст­вовать сила,
Н,

Qmax = 1,5Q = 3σ0F,

где σ0— натяжение ремня, равное 1,6; 1,8 и 2,0МПа; F — площадь поперечного се­чения
ремня, мм2.

При непараллельных ветвях ремня (а ≠ 180°) и для самонатяжных передач (рис.
5) нагрузка на валы в Н

Q = 2σ0Fsin(a/2).

Для простых и натяжных передач при полуторном запасе натяжения нагрузка на валы, Н,

Qmax = 3σ0sin(a/2),

где а — угол обхвата на малом шкиве, не менее 150°.

Угол θ отклонения сил от линии цен­тров передачи находят по формуле

Угол θ отклонения сил от линии цен­тров передачи
Угол θ отклонения сил от линии цен­тров передачи

где k -полезное напряжение, МПа (см. выше).

Схема сил при параллельных ветвях ремня
Схема сил при параллельных ветвях ремня

Рис. 4. Схема сил при параллельных ветвях ремня

 Схема сил для непараллельных ветвей ремня и для самонатяжных передач
Схема сил для непараллельных ветвей ремня и для самонатяжных передач

Рис. 5. Схема сил для непараллельных ветвей ремня и для самонатяжных передач

Коэффициент полезного действия при нормальных условиях работы можно принимать в среднем η=0,95 для расчета ременных передач со всеми видами плоских приводных
ремней (кроме быстроходных).

Скольжение ремней прорези­ненных и хлопчатобумажных ≤1%.

Сроки службы станочных ремней, работающих при средних скоро­стях, составляют 2000—2500ч для прорези­ненных ремней и 1500—2000ч для хлопча­тобумажных.

Отношение Dmin / δ минимального диаметра шкива к толщине ремня для пер­воначальных
ориентировочных расчетов приведено в табл. 19.

19. Отношение Dmin

Ремни

Dmin

рекомен­дуемое

допусти­мое

Прорезиненные

Хлопчатобумаж­ныеткани

≥40

≥30

≥30

≥25

20. Минимальные диаметры шкивов

Ремни

Толщина δ, мм

Числопрокладок

Диаметр Dmin, мм

рекомендуемый

допускаемый

Хлопчатобумажные

4,5

4

140

112

6,5

6

200

180

8,5

8

320

280

Допускаемые значения Dmin/δи Dmin используют для второстепенных
передач или при требовании наибольшей компактности привода.

Шкивы для плоских приводных ремней

[gview file=»https://www.cb-online.ru/wp-content/uploads/2014/05/Gost-R-50440.pdf»]

21. Типы, исполнения и основные размеры шкивов

Размеры, мм

Типы, исполнения и основные размеры шкивов
Типы, исполнения и основные размеры шкивов

D

B*1

Рекомендуемая ширина ремня b*2

Номи­нал

Откло­нение

40

±0,5

16-40

10-32

45

±0,6

16-50

10-40

50

16-63

10-50

56

±0,8

16-63

10-50

63

16-71

10-63

71

±1,0

16-80

10-71

80

90

±1,2

16-90

10-80

100

16-100

10-90

112

16-112

10-100

125

±1.6

16-125

10-112

140

16-140

10-125

160

±2,0

20-160

16-140

180

20-180

16-160

200

25-200

20-180

224

±2,5

25-224

20-200

250

32-250

25-224

280

±3,2

32-280

25-250

315

40-315

32-280

355

40-355

32-315

400

±4,0

50-400

40-355

450

50-450

40-400

500

63-500

50-450

560

±5,0

63-560

50-500

630

71-630

63-560

710

80-630

71-560

800

±6,3

90-630

80-560

900

100-630

90-560

1000

112-630

100-560

1120

±8,0

125-630

112-560

1250

140-630

125-560

1400

160-630

140-560

1600

±10,0

180-630

160-560

1800

200-630

180-560

2000

224-630

200-560

*1 Размер В в указанных пределах брать из ряда: 16; 20; 25; 32; 40; 50; 63; 71;
80; 90; 100; 112; 125; 140; 160; 180; 200; 224; 250; 280; 3!2; 355; 400; 450;
500; 560; 630.

*2 Размер b в указанных пределах брать из ряда: 10; 16; 20; 25; 32; 40; 50; 63;
71; 80; 90; 100; 112; 125; 140; 160; 180; 200; 224; 250; 280; 315; 355; 400;
450; 500; 560.

Для перекрестных и полуперекрестных ременных передач

формула

Отклонения
ширины шкивов, мм: ±1 для В = 16…71мм; ±1,5 для В = 80…140мм; ±2 для В =
160…280мм; ±3 для В = 315…630мм.

Выпуклость
шкива h для D = 40…355мм (см. рис. табл. 21):

D

h

D

h

D

h

40-112

0,3

160; 180

0,5

250; 280

0,8

125-140

0,4

200; 224

0,6

315; 355

1,0

22. Выпуклость шкива h для D = 400…2000, мм (см. рис.
табл. 21)

D

h при В

≤ 125

140-160

180-200

224-250

280-315

355

400

400

450

1,0

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

500

560

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

630

710

2,0

2,0

2,0

2,0

2,0

800

900

2,5

2,5

2,5

2,5

1000

3,0

3,0

3,0

1120

1250

1,2

1,5

2,0

2,5

3,0

3,0

3,5

3,5

4,0

1400

1600

1,5

2,0

2,5

3,0

3,5

4,0

5,0

1800

2000

2,0

2,5

3,0

3,5

4,0

5,0

5,0

5,6

Технические требования. Допускается изготовлять шкивы с буртиком на ободе и с конусностью посадочного отверстия 1:5.

Часть шкива между ступицей и ободом может быть выполнена в виде прямого или конического диска с облегчающими отвер­стиями или без них, а также в виде спиц.

На поверхности обода шкивов, рабо­тающих с окружной скоростью свыше 40м/с, должны
быть проточены кольцевые канавки, облегчающие выход воздуха из-под ремня.

Шкивы в зависимости от окружной скорости должны изготовляться из мате­риалов, обеспечивающих их работу в усло­виях эксплуатации.

Каждый шкив при работе его со скоро­стью свыше 5 м/с должен быть статически отбалансирован.

Значения допускаемого дисбаланса при­ведены ниже:

Дисбаланс, г·м

6

3

2

1,6

1

0,5

Окружная скорость, м/с

5-10

10-15

15-20

20-25

25-40

Св.40

Балансировку шкивов, установленных на вал со шпонкой, проводят на баланси­ровочных станках, обеспечивающих тре­буемую точность при статической баланси­ровке в динамическом режиме.

Концы валов для шкивов с цилиндриче­ским отверстием — по ГОСТ 12080-66; с коническим
отверстием — по ГОСТ 12081-72, предельное отклонение диаметра ступи­цы d пo H9.

Предельное отклонение угла конусного отверстия — ±АТ10/2 по ГОСТ 8908-81.

Предельные отклонения размеров необ­рабатываемых поверхностей для шкивов:

из чугуна и стали — по 7-му классу точ­ности ГОСТ 26645-85;

из других материалов — по 16-му квалитету.

Допуск радиального биения поверхно­сти наружного диаметра шкива относитель­но оси
посадочного отверстия должен быть не грубее 7-й степени точности, а торцо­вого
биения — 10-й степени точности по ГОСТ 24643-81.