Основные параметры
Ремни изготовляют трех видов: общего назначения, морозостойкие и антистатические.
Ремни общего назначения и антистатические должны быть работоспособны в интервале
температур окружающего воздуха от минус 25 до плюс 60°С; морозостойкие ремни —
от минус 45 до плюс 60°С.
Ремни состоят из тканевого каркаса нарезной конструкции и имеют резиновые прослойки
между прокладками.
Каркас ремней изготовляют из тканей, приведенных в табл. 5.
5. Ткани, применяемые для изготовления плоских ремней
Прочность по основе, Н/мм ширины прокладки |
Ткани с основой и утком из |
|
комбинированных нитей |
синтетических нитей по ГОСТ 18215-87 |
|
61 |
— |
— |
65 |
БКНЛ-65 и БКНЛ-62-2 |
— |
150 |
— |
ТА-150 |
200 |
— |
ТК-200-2 |
300 |
— |
ТА-300 и ТК-300 |
Ремни на основе тканей из комбинированных нитей (комбинация полиэфирного н хлопчатобумажного волокна) допускается изготовлять без резиновых прослоек по согласованию
изготовителя с потребителем.
Морозостойкие и антистатические ремни изготовляют с наружными резиновыми обкладками. Для наружных обкладок морозостойких ремней используют резины класса М,
антистатических ремней — резины класса Б.
Допускается использовать антистатические ремни при эксплуатации от минус 45 до плюс 60°С с наружными обкладками из резины класса М.
Ремни общего назначения изготовляют с наружными резиновыми обкладками (одной или двумя) и без резиновых обкладок. Наружные обкладки для ремней общего назначения
изготовляют из резни классов Б, М и С.
На одной из внешних прокладок ремня допускается не более одного стыка, расположенного под углом от 45 до 70° к продольной оси ремня, на длине, указанной в табл. 7.
Число прокладок и ширина ремней должны соответствовать указанным в табл. 6.
6. Число прокладок и ширина ремней
Ширина ремней, мм |
Число прокладок при прочности ширины прокладки, Н/мм |
|||
55 |
150 |
200 |
300 |
|
20, 25, (30), 32 40 |
3-5 |
— |
— |
— |
50, (60), 63, (70), 71, (75) |
3-5 |
3-4 |
3-4 |
3 |
80, (85), 90, 100, 112 |
3-6 |
3-4 |
3-4 |
3 |
(115), (120), 125, 140,(150) |
3-6 |
3-4 |
3-4 |
— |
160,(175) |
3-6 |
3-4 |
3-4 |
— |
180, 200, 224, (225), 250 |
3-6 |
3-4 |
3-4 |
3 |
(275), 280, (300), 315, (350) |
3-6 |
3-4 |
3-6 |
3 |
355,(375) |
3-6 |
3-5 |
3-6 |
— |
400, 450 |
3-6 |
3-5 |
3-6 |
— |
500, (550), 560, (600) |
3-6 |
3-5 |
3-6 |
— |
700 |
3-6 |
3-5 |
3-6 |
3-4 |
750, 800, (850), 900, 1000, (1050) |
3-6 |
3-5 |
3-6 |
3-6 |
1100, 1200 |
3-6 |
3-6 |
3-6 |
3-6 |
Предельные отклонения ширины ремней не должны быть более указанных ниже.
Ширина ремней, мм |
Пред. откл., мм |
Для ремней св. 750 до 1200мм включительно предельные |
До 63 включительно |
±2,0 |
|
Св. 63 до 125 включительно |
±3,0 |
|
» 125 » 250 » |
±4,0 |
|
» 250 » 750 » |
±5,0 |
Примечания:
1. Ремни, ширина которых дана в скобках, не должны выбираться при проектировании новых
передач и машин.
2. По требованию потребителя допускается изготовлять бесконечные ремни с другим числом
прокладок.
3. По согласованию изготовителя с потребителем для импортного оборудования допускается
изготовлять ремни другой ширины и числа прокладок
Резинотканевые ремни изготовляют конечными. Длина конечных ремней в зависимости от ширины приведена в табл. 7.
Допускается изготовлять ремни бесконечными, при этом размеры ремней устанавливаются по согласованию изготовителя с потребителем.
Предельные отклонения длины конечных ремней не должны превышать минус 1,5%; предельные отклонения длины бесконечных ремней ±1,5%
7. Длина конечных ремней
Ширина, мм |
Длина, м, не менее |
До 90 включительно Св. 90 до 250 включ. » 250 |
8 20 30 |
Толщина (расчетная) наружных обкладок: 1,0; 1,5; 2,0; 3,0; 4,0; 5,0; 6,0 мм; для
антистатических ремней — не менее 2,0мм.
Толщины (расчетные) тканевых прокладок каркаса ремня приведены в табл. 8; масса
(расчетная) ремней — в табл. 9.
Толщины (расчетные) наружных резиновых обкладок и тканевых прокладок каркаса
приведены в качестве справочных для расчета общей толщины ремня и не подлежат
контролю в готовом виде.
Толщина ремня (расчетная) должна быть равна сумме толщин (расчетных) тканевых
прокладок и толщин (расчетных) наружных резиновых обкладок (там, где они
имеются).
Предельные отклонения фактической средней толщины ремня не должны превышать для ремней толщиной: до 10мм включ. ±1,0мм; более 10мм ±10%.
8. Толщина (расчетная) тканевой прокладки, мм
Номинальная прочность прокладки по основе, Н/мм |
Комбинированные нити |
Синтетические нити в основе и утке |
Комбинированные нити |
для ремней с резиновой прокладкой |
для ремней без резиновой прокладки |
||
55 150 200 300 |
1,20 — — — |
— 1,30 1,40 1,50 |
1,00 — — — |
9. Масса (расчетная) плоских тканевых прорезиненных
ремней
Поверхностная плотность прокладки ремня в зависимости от наличия резиновой прослойки указана ниже
Наименование ткани |
Конструкция ремня |
Масса 1м2 прокладки ремня, кг |
БКНЛ-65; БКНЛ-65-2
ТА-150 ТК-200-2 ТА-300; ТК-300 |
Без резиновой прослойки С резиновой прослойкой С резиновой прослойкой То же — »» — |
0,9 1,3 1,3 1,4 1,5 |
Массу ремня G, в кг, вычисляют по формуле
G = (mz + δ·1150)b·l,
где m —поверхностная плотность прокладки ремня, кг/м2;
z — числопрокладок;
δ —толщина обкладок, м;
b — ширинаремня, м;
1150 —плотность резиновой обкладки, кг/м2;
l — длина ремня, м.
Максимально допускаемую (расчетную) рабочую нагрузку ремня по основе рассчитывают, умножая величину максимально допускаемой рабочей нагрузки одной прокладки по основе на ширину ремня в миллиметрах (сантиметрах) и число прокладок каркаса.
Максимально допускаемая рабочая и». грузка прокладки ремня должна соответствовать табл. 10.
Ремни по физико-механическим показателям должны соответствовать нормам приведенным в табл. 11.
10. Максимально допускаемая рабочая нагрузка прокладки,
Н/мм ширины
Номинальная прочность прокладки, Н/мм ширины |
Ремни, используемые |
|
как элементы приводов |
в качестве тяговых элементов |
|
55 |
3,0 |
5,5 |
150 |
10,0 |
15,0 |
200 |
13,0 |
20,0 |
300 |
20,0 |
30,0 |
Правила монтажа и условия
эксплуатации плоских приводных ремней
1. При транспортировании и хранении ремней при минусовой температуре монтаж ремней
проводят только после выдержки их в течение суток при температуре плюс 15—25°С
или в течение 30мин при температуре плюс 50°С.
2. Рабочая поверхность шкивов должна быть ровной, так как всякие неровности обусловливают
и неправильную работу ремня и вызывают преждевременный износ его.
3. Шкивы должны быть тщательно отцентрированы и вращаться без заметной вибрации.
4. Стык ремня, прилегающий к шкиву, должен быть обращен в сторону, обратную движению
ремня.
5. Ремни должны устанавливаться на шкивы при помощи натяжного приспособления и не
должны быть перекошены от неправильной сшивки.
6. В целях отвода статического электричества в огнеопасных
местах необходимо устанавливать заземленные
металлические щитки вблизи шкивов.
7. Натяжение ремней должно быть таким, чтобы не было пробуксовки.
8. Переключение ремней с одной скорости на другую должно производиться при
минимальном обороте передачи.
9. Ширина шкивов В в мм должна быть для передач:
открытых В = 1,10b+10;
перекрестных В = b+50;
полуперекрестных В = 1,5b,
где b — ширина ремня, мм.
10. Диаметр минимального шкива передач в зависимости от скорости и числа прокладок
приводного ремня должен соответствовать указанному в табл. 12.
11. Число прокладок в ремне z вычисляют по формуле
z = T/(bTраб),
где Т —тяговая сила на всю ширину ремня, Н, определяемая потребителем в зависимости
от условий работы ремня;
Траб— максимальная допускаемая рабочая нагрузка прокладки, Н/мм ширины (см. табл.
10).
12. При продолжительном простое оборудования ремни следует снять со шкивов либо ослабить натяжение.
11. Физико-механические показатели резинотканевых
ремней
Наименование показателя |
Ткани из нитей |
|||||
комбинированных с прочностью ширины прокладки |
синтетических с прочностью ширины прокладки, Н/мм |
|||||
150, 200 |
300 |
|||||
Категория |
||||||
В |
К |
В |
К |
В |
К |
|
1. Относительное удлинение по основе при нагрузке |
3,5 |
4,0 |
3,3 |
3,5 |
3,8 |
4,0 |
2. Прочность связи при расслоении, Н/мм, не менее: |
|
|||||
между обкладкой толщиной 3мм и более и каркасом |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
|||
между прокладками: |
|
|||||
без резиновых прослоек |
3,5 |
3,2 |
— |
— |
||
с резиновыми прослойками |
3,7 |
3,5 |
4,0 |
3,5 |
4,0 |
3,5 |
3. Поверхностное электрическое сопротивление ремней |
3,0 · 108 |
3,0 · 108 |
— |
Примечание. Показатели прочности связи между обкладкой и прокладкой относятся к толщине обкладок не менее 3,0мм. Прочность связи обкладок толщиной менее 3,0мм не нормируется.
12. Диаметр шкива в зависимости от скорости и числа прокладок ремня
Число прокладок |
Скорость ремня, м/с, не более |
|||||
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
|
3 |
80 |
100 |
112 |
125 |
140 |
160 |
4 |
112 |
125 |
160 |
180 |
200 |
225 |
5 |
160 |
180 |
200 |
225 |
250 |
280 |
6 |
250 |
280 |
320 |
360 |
400 |
450 |
7 |
360 |
400 |
450 |
500 |
500 |
600 |
8 |
400 |
450 |
560 |
630 |
710 |
800 |
9 |
500 |
560 |
630 |
710 |
800 |
900 |
10 |
630 |
710 |
800 |
900 |
1000 |
1120 |
Условное обозначение ремня должно содержать
буквенные и цифровые индексы, обозначающие вид ремня, его ширину в миллиметрах,
число тканевых прокладок каркаса, сокращенное наименование ткани, расчетную
толщину наружных резиновых обкладок в миллиметрах, класс обкладочной резины и
обозначение настоящего стандарта.
Примеры условных обозначений
Ремень морозостойкий шириной 200мм с гремя прокладками из ткани БКНЛ-65 с наружными резиновыми обкладками толщиной 3,0мм и 1,0мм из резины класса В.
Ремень М-200-3-БКНЛ-65-3,0-1,0-В ГОСТ 23831-79
Ремень антистатический шириной 400мм с пятью прокладками из ткани ТК-200-2 с наружными резиновыми обкладками толщиной по 2мм с каждой стороны из резины класса Б.
Ремень А-400-5 ТК-200-2-2,0-2,0-Б ГОСТ 23831-79
Примечание. Условное обозначение ремней для районов с тропическим климатом дополняют индексом в соответствии с ГОСТ 15152.
Приводные хлопчатобумажные
цельнотканые пропитанные ремни
Цельнотканые приводные ремни из хлопчатобумажной пряжи в несколько слоев, пропитанные специальным составом, работают при скорости не более 25м/с.
Изготовляют следующие типы ремней: четырехслойные, шестислойные, восьмислойные.
В зависимости от наличия пороков внешнего вида и количества разрезов устанавливают
два сорта ремней: первый и второй.
В первом сорте пороки внешнего вида и разрезы не допускаются.
Во втором сорте допускаются два разреза. Длина отреза должна быть не менее 3м
Длина ремня в рулоне от 30 до 300м.
По размерам и физико-механическим показателям ремни должны соответствовать требованиям, указанным в табл. 13.
13. Физико-механические показатели ремней
Ширина, мм |
Толщина, мм (отклонение ±0,5) |
Масса 1м, г, не менее |
Разрывная нагрузка по основе, Н, не менее |
Удлинение в момент разрыва, %, не более |
||
полоски размером 50×200 |
по всей ширине |
1см2 поперечного сечения |
||||
Ремни четырехслойные |
||||||
30±2,0 |
4,5 |
124 |
— |
5460 |
4050 |
20 |
40±2,0 |
160 |
— |
7290 |
4050 |
||
50±2,0 |
226 |
— |
9110 |
4050 |
||
60±3,0 |
272 |
9110 |
10930 |
4050 |
||
75±3,0 |
336 |
9110 |
13650 |
4050 |
||
90±3,0 |
375 |
9110 |
15660 |
4050 |
||
100±3,0 |
458 |
9110 |
18220 |
4050 |
||
Ремни шестислойные |
||||||
50+2,0 |
6,5 |
280 |
11400 |
11400 |
3500 |
22 |
60±3,0 |
333 |
11400 |
13650 |
3500 |
||
75±3,0 |
418 |
11400 |
17100 |
3500 |
||
90+3,0 |
492 |
11400 |
20500 |
3500 |
||
100±3,0 |
545 |
11400 |
22750 |
3500 |
||
125±4,0 |
684 |
11400 |
28400 |
3500 |
||
150±5,0 |
822 |
11400 |
34100 |
3500 |
||
Ремни восьмислойные |
||||||
100±3,0 |
8,5 |
741 |
14900 |
29750 |
3500 |
25 |
125±4,0 |
927 |
14900 |
37200 |
3500 |
||
150±5,0 |
1112 |
14900 |
44600 |
3500 |
||
175±5,0 |
1283 |
14900 |
52100 |
3500 |
||
200±6,0 |
1468 |
14900 |
59500 |
3500 |
||
250±6,0 |
1839 |
14900 |
74400 |
3500 |
Расчет передачи с хлопчатобумажными цельноткаными пропитанными ремнями
Расчетные данные. Для проектного расчета передачи должны быть известны:
назначение и режим работы передачи;
тип двигателя на ведущем валу;
N -передаваемая мощность, кВт;
n1 и n2 — частота вращения соответственно ведущего и ведомого шкивов,
мин-1;
а -приблизительное межосевое расстояние (рис. 2), м;
D — диаметр одного из шкивов, м.
Диаметры шкивов. Если ни один из диаметров не известен, то можно задаться им в соответствии с рекомендуемыми минимальными диаметрами (табл. 14) или исходя из
ориентировочной скорости t=10…20м/с (иногда 5-25м/с).
Зная один из диаметров, другой находят из уравнения
D2 = iD1,
где i = n1/n2 — передаточное отношение.
Диаметр D1 ведущего шкива, как правило, округляют до ближайшего большего, а ведомого D2 — до ближайшего меньшего значения.
Межосевое расстояние. Если межосевое расстояние а не известно, то можно определить минимальную его величину по эмпирическим формулам:
для обыкновенной открытой передачи
amin≥ 2(D1 + D2);
для передачи с натяжным роликом
amin = D1 + D2
Угол обхвата. Угол обхвата ремнем шкива (меньшего из двух) для открытой передачи рассчитывают по приближенной формуле
а = 180° — (Dmax — Dmin)/a ·
60º
Рекомендуется принимать а не менее 150º, иначе придется увеличить межосевое расстояние а или применить натяжной ролик. Углы обхвата для передачи с роликом лучше всего
определять графически по схеме передачи, вычерченной в масштабе (рис. 3).
Рис. 2. Основные геометрические данные для расчета
передачи
Для перекрестной передачи а = 180° + (D1 + D2)/a ·60º.
Натяжной ролик. Диаметр ролика D0 = Dmin… 0,8Dmin.
Помещать ролик (на ведомой ветви) желательно так, чтобы угол 2φ, огибая его ремнем,
был не более 120°, а центр ролика располагался от центра малого шкива на
расстоянии А ≥ D0 + (0,5…1)Dmin.
Применение натяжного ролика возможно лишь при соответствующем соединении концов ремня. При натяжном ролике передаточное отношение
i= D1/D2 = 1/10…10.
Рис. 3. Схема для графического определения угла обхвата передачи с роликом
Длина ремня. Определив а и диаметры шкивов, вычисляют длину ремня. Для открытой передачи
Для передачи с натяжным роликом
по вычерченной в масштабе схеме передачи, зная D1, D2 и D0,
определяют углы а1, a2 и а0 = π — 2φ
(выражая их в радианах) и находят длины прямолинейных участков λ, λ1
и λ2c учетом масштаба.
Полученная длина L является геометрической длиной ремня, к которой необходимо прибавить отрезок ΔL, зависящий от способа соединения концов.
Число пробегов. Для обеспечения нормальной долговечности приводных ремней рекомендуется проверить число пробегов ремня в единицу времени (в секунду)
u = v/L
где L -длина ремня, м;
v =πDn/60 — скорость ремня, м/с.
Число пробегов должно быть: в открытой передаче u≤ umах ≤ 3
(в крайнем случае ≤ 5); в передаче с натяжным роликом u≤ umax≤
2 (в крайнем случае ≤ 3).
Если число пробегов превышает предельные значения, то для снижения и необходимо
соответственно увеличить межосевое расстояние а и длину ремня L, иначе ремень
будет иметь пониженный срок службы.
Ширина ремня, мм,
где P =1020N/v(N в кВт), или Р= 2Mкр/D — окружная сила, Н; v= πDn/60 –
окружная скорость, м/с, р — допускаемая удельная окружная сила на единицу
ширины, Н/мм (см. табл. 14); c0 — поправочный коэффициент,
зависящий от рода и расположения передачи (табл. 15); с1 —
поправочный коэффициент на влияние угла обхвата (табл. 16); c2 —
поправочный коэффициент на влияние скорости (табл. 17); c3 — поправочный
коэффициент на влияние режима работы (табл. 18); Мкр — крутящий момент,
Н·м; D — диаметр шкива, м.
Ширину ремня b округляют до стандартного размера (см. табл. 13), как правило, в большую
сторону.
Ширину шкивов В выбирают по ширине ремня b. Ширину натяжного ролика принимают равной ширине шкивов.
Допускаемая нагрузка.
Передаваемые силы на единицу ширины принимают для обыкновенных передач по табл. 14.
При поверочном расчете допускаемая окружная сила, Н,
Р = pbc0c1c2c3,
допускаемая мощность, кВт,
N = Pv/1020.
Работоспособность ремня зависит от его рабочего натяжения σ0 =1,6…2,0МПа.
σ0=1,6МПа следует вводить в расчет передач с а = constпри коротком межосевом
расстоянии либо при почти вертикальном расположении привода;
σ0=1,8МПа рекомендуется принимать при расчете передач а = const, но при достаточном
межосевом расстоянии и при угле наклона привода к горизонту не более 60º и
с а = var, но когда ремень подтягивается периодически;
σ0= 2,0МПа можно вводить в расчет передач с автоматическим регулируемым
натяжением, как при а = const (натяжной ролик), так и при а =var (самонатяжные
приводы).
14. Допустимые удельные окружные силы р (в Н/мм) в
зависимости от толщины δ ремня и диаметра D шкива (в мм), (меньшего из
двух в передаче)
D |
Ремни четырехслойные |
Ремни шестислойные |
Ремни восьмислойные |
||||||
δ = 4,0 |
δ = 4,5 |
δ = 5,0 |
δ = 6,0 |
δ = 6,5 |
δ = 7,0 |
δ = 8,0 |
δ = 8,5 |
δ = 9,0 |
|
80 |
(5,4) |
||||||||
90 |
(5,7) |
(6,1) |
|||||||
100 |
6,0 |
(6,4) |
(6,7) |
||||||
112 |
6,3 |
6,7 |
(7,1) |
||||||
125 |
6,5 |
7,0 |
7,5 |
(8,2) |
|||||
140 |
6,7 |
7,3 |
7,8 |
(8,7) |
(9,1) |
||||
160 |
6,9 |
7,5 |
8,1 |
9,2 |
(9,7) |
(10,1) |
|||
180 |
7,1 |
7,7 |
8,4 |
9,6 |
10,1 |
(10,6) |
|||
200 |
7,2 |
7,9 |
8,6 |
9,9 |
10,5 |
11,0 |
(12,0) |
||
225 |
7,3 |
8,1 |
8,8 |
10,2 |
10,8 |
11,4 |
(12,6) |
(13,0) |
|
250 |
7,4 |
8,2 |
9,0 |
10,5 |
11,1 |
11,8 |
13,0 |
(13,5) |
(14,0) |
280 |
7,5 |
8,3 |
9,1 |
10,7 |
11,4 |
12,1 |
13,4 |
14,0 |
(14,6) |
320 |
7,6 |
8,5 |
9,3 |
10,9 |
11,7 |
12,4 |
13,8 |
14,4 |
15,1 |
360 |
8,6 |
9,5 |
ИЛ |
11,9 |
12,7 |
14,1 |
14,8 |
15,5 |
|
400 |
9,6 |
11,3 |
12,1 |
12,9 |
14,4 |
15,1 |
15,9 |
||
450 |
11,4 |
12,3 |
13,1 |
14,7 |
15,4 |
16,2 |
|||
500 |
11,5 |
12,4 |
13,3 |
14,9 |
15,7 |
16,5 |
|||
560 |
12,5 |
13,4 |
15,1 |
15,9 |
16,7 |
||||
630 |
13,5 |
15,3 |
16,1 |
16,9 |
|||||
710 |
15,5 |
16,3 |
17,1 |
||||||
800 |
15,6 |
16,5 |
17,3 |
||||||
900 |
16,7 |
17,5 |
|||||||
1000 |
17,7 |
Для самонатяжных передач, в частности, для передачи с натяжным роликом можно повысить
табличные значения р на 0,5Н/мм для четырехслойных, на 0,7Н/мм для шестислойных
и на 0,9Н/мм для восьмислойных ремней.
Нормы нагрузки даны не только для нормальных толщин ремней, но и для предельных.
Значения р, поставленные в скобки, приведены лишь в справочных целях для проверочного
расчета существующих передач.
Для проектного расчета новых передач в таблице между двумя линиями даны значения допускаемых нагрузок, соответствующих минимальным допустимым и минимальным рекомендуемым диаметрам шкивов Наименьший шкив является минимально допустимым, и его можно применять лишь на второстепенных (тихоходных) передачах.
15. Коэффициент с0
Вид передачи |
Коэффициент с0 при угле γ° |
||
0-60 |
60-80 |
80-90 |
|
Самонатяжная (с автоматическим натяжением ремня) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Натяжная и простая открытая (с периодическим |
1,0 |
0,9 |
0,8 |
Перекрестная |
0,9 |
0,8 |
0,7 |
16. Коэффициент с1
Угол обхвата аº |
150 |
160 |
170 |
180 |
190 |
Коэффициент с1 |
0,91 |
0,94 |
0,97 |
1,00 |
1,03 |
Угол обхвата аº |
200 |
210 |
220 |
230 |
240 |
Коэффициент с1 |
1,06 |
1,09 |
1,12 |
1,15 |
1,18 |
17. Скоростной коэффициент с2
Ремни |
c2 при скорости ремня, м/с |
||||||
1 |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
|
Обыкновенные плоские |
1,04 |
1,03 |
1.00 |
0.95 |
0.88 |
0,79 |
0,68 |
Плоские синтетические |
1,03 |
1.01 |
1,00 |
0,99 |
0,97 |
0,96 |
0,92 |
Для самонатяжных передач скоростной коэффициент c2 = 1 при любой
скорости.
18. Коэффициент режима работы с3
Пусковая нагрузка, % номинальной |
120 |
150 |
200 |
300 |
Коэффициент с3 |
1,0 |
0,9 |
0,8 |
0,7 |
При работе в две смены значения с3 уменьшаются на 0,1;
при трехсменной работе — на 0,2.
Приведенное напряжение, МПа,
k0 = ca– 10·δ/D,
где сa= 2,3 при σ0 = 1,6МПа; са =2,5 при σ0= 1,8МПа; са =2,7 при σ0 = 2,0МПа.
Формула приведенного напряжения относится к открытой передаче с углом обхвата а=180°
и скоростью v=10м/с, при спокойной и равномерной нагрузке и нормальных
условиях в помещении, где находится передача. Для иных режимов работы вводят
поправочные коэффициенты, позволяющие найти полезное напряжение k в МПа:
k = k0с0с1с2с3,
где c0, c1, c2, c3 — коэффициенты по табл. 5-8.
Давление на валы
При параллельных ветвях ремня и для самонатяжных передач (рис. 4) нагрузка на валы,
Н,
Q = 2σ0F.
У передач простых и натяжных после перетяжек при полуторном запасе натяжения (так как
новым или долгое время не работавшим ремням сообщают начальное натяжение
приблизительно в 1,5 раза больше нормального) на валы будет действовать сила,
Н,
Qmax = 1,5Q = 3σ0F,
где σ0— натяжение ремня, равное 1,6; 1,8 и 2,0МПа; F — площадь поперечного сечения
ремня, мм2.
При непараллельных ветвях ремня (а ≠ 180°) и для самонатяжных передач (рис.
5) нагрузка на валы в Н
Q = 2σ0Fsin(a/2).
Для простых и натяжных передач при полуторном запасе натяжения нагрузка на валы, Н,
Qmax = 3σ0sin(a/2),
где а — угол обхвата на малом шкиве, не менее 150°.
Угол θ отклонения сил от линии центров передачи находят по формуле
где k -полезное напряжение, МПа (см. выше).
Рис. 4. Схема сил при параллельных ветвях ремня
Рис. 5. Схема сил для непараллельных ветвей ремня и для самонатяжных передач
Коэффициент полезного действия при нормальных условиях работы можно принимать в среднем η=0,95 для расчета ременных передач со всеми видами плоских приводных
ремней (кроме быстроходных).
Скольжение ремней прорезиненных и хлопчатобумажных ≤1%.
Сроки службы станочных ремней, работающих при средних скоростях, составляют 2000—2500ч для прорезиненных ремней и 1500—2000ч для хлопчатобумажных.
Отношение Dmin / δ минимального диаметра шкива к толщине ремня для первоначальных
ориентировочных расчетов приведено в табл. 19.
19. Отношение Dmin/δ
Ремни |
Dmin/δ |
|
рекомендуемое |
допустимое |
|
Прорезиненные Хлопчатобумажныеткани |
≥40 ≥30 |
≥30 ≥25 |
20. Минимальные диаметры шкивов
Ремни |
Толщина δ, мм |
Числопрокладок |
Диаметр Dmin, мм |
|
рекомендуемый |
допускаемый |
|||
Хлопчатобумажные |
4,5 |
4 |
140 |
112 |
6,5 |
6 |
200 |
180 |
|
8,5 |
8 |
320 |
280 |
Допускаемые значения Dmin/δи Dmin используют для второстепенных
передач или при требовании наибольшей компактности привода.
Шкивы для плоских приводных ремней
[gview file=»https://www.cb-online.ru/wp-content/uploads/2014/05/Gost-R-50440.pdf»]
21. Типы, исполнения и основные размеры шкивов
Размеры, мм
D |
B*1 |
Рекомендуемая ширина ремня b*2 |
|
Номинал |
Отклонение |
||
40 |
±0,5 |
16-40 |
10-32 |
45 |
±0,6 |
16-50 |
10-40 |
50 |
16-63 |
10-50 |
|
56 |
±0,8 |
16-63 |
10-50 |
63 |
16-71 |
10-63 |
|
71 |
±1,0 |
16-80 |
10-71 |
80 |
|||
90 |
±1,2 |
16-90 |
10-80 |
100 |
16-100 |
10-90 |
|
112 |
16-112 |
10-100 |
|
125 |
±1.6 |
16-125 |
10-112 |
140 |
16-140 |
10-125 |
|
160 |
±2,0 |
20-160 |
16-140 |
180 |
20-180 |
16-160 |
|
200 |
25-200 |
20-180 |
|
224 |
±2,5 |
25-224 |
20-200 |
250 |
32-250 |
25-224 |
|
280 |
±3,2 |
32-280 |
25-250 |
315 |
40-315 |
32-280 |
|
355 |
40-355 |
32-315 |
|
400 |
±4,0 |
50-400 |
40-355 |
450 |
50-450 |
40-400 |
|
500 |
63-500 |
50-450 |
|
560 |
±5,0 |
63-560 |
50-500 |
630 |
71-630 |
63-560 |
|
710 |
80-630 |
71-560 |
|
800 |
±6,3 |
90-630 |
80-560 |
900 |
100-630 |
90-560 |
|
1000 |
112-630 |
100-560 |
|
1120 |
±8,0 |
125-630 |
112-560 |
1250 |
140-630 |
125-560 |
|
1400 |
160-630 |
140-560 |
|
1600 |
±10,0 |
180-630 |
160-560 |
1800 |
200-630 |
180-560 |
|
2000 |
224-630 |
200-560 |
*1 Размер В в указанных пределах брать из ряда: 16; 20; 25; 32; 40; 50; 63; 71;
80; 90; 100; 112; 125; 140; 160; 180; 200; 224; 250; 280; 3!2; 355; 400; 450;
500; 560; 630.
*2 Размер b в указанных пределах брать из ряда: 10; 16; 20; 25; 32; 40; 50; 63;
71; 80; 90; 100; 112; 125; 140; 160; 180; 200; 224; 250; 280; 315; 355; 400;
450; 500; 560.
Для перекрестных и полуперекрестных ременных передач
Отклонения
ширины шкивов, мм: ±1 для В = 16…71мм; ±1,5 для В = 80…140мм; ±2 для В =
160…280мм; ±3 для В = 315…630мм.
Выпуклость
шкива h для D = 40…355мм (см. рис. табл. 21):
D |
h |
D |
h |
D |
h |
40-112 |
0,3 |
160; 180 |
0,5 |
250; 280 |
0,8 |
125-140 |
0,4 |
200; 224 |
0,6 |
315; 355 |
1,0 |
22. Выпуклость шкива h для D = 400…2000, мм (см. рис.
табл. 21)
D |
h при В |
||||||
≤ 125 |
140-160 |
180-200 |
224-250 |
280-315 |
355 |
400 |
|
400 450 |
1,0 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
500 560 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
|
630 710 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
||
800 900 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
|||
1000 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
||||
1120 1250 |
1,2 |
1,5 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
3,0 |
3,5 |
3,5 |
4,0 |
||||||
1400 1600 |
1,5 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
5,0 |
1800 2000 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
5,0 |
5,0 5,6 |
Технические требования. Допускается изготовлять шкивы с буртиком на ободе и с конусностью посадочного отверстия 1:5.
Часть шкива между ступицей и ободом может быть выполнена в виде прямого или конического диска с облегчающими отверстиями или без них, а также в виде спиц.
На поверхности обода шкивов, работающих с окружной скоростью свыше 40м/с, должны
быть проточены кольцевые канавки, облегчающие выход воздуха из-под ремня.
Шкивы в зависимости от окружной скорости должны изготовляться из материалов, обеспечивающих их работу в условиях эксплуатации.
Каждый шкив при работе его со скоростью свыше 5 м/с должен быть статически отбалансирован.
Значения допускаемого дисбаланса приведены ниже:
Дисбаланс, г·м |
6 |
3 |
2 |
1,6 |
1 |
0,5 |
Окружная скорость, м/с |
5-10 |
10-15 |
15-20 |
20-25 |
25-40 |
Св.40 |
Балансировку шкивов, установленных на вал со шпонкой, проводят на балансировочных станках, обеспечивающих требуемую точность при статической балансировке в динамическом режиме.
Концы валов для шкивов с цилиндрическим отверстием — по ГОСТ 12080-66; с коническим
отверстием — по ГОСТ 12081-72, предельное отклонение диаметра ступицы d пo H9.
Предельное отклонение угла конусного отверстия — ±АТ10/2 по ГОСТ 8908-81.
Предельные отклонения размеров необрабатываемых поверхностей для шкивов:
из чугуна и стали — по 7-му классу точности ГОСТ 26645-85;
из других материалов — по 16-му квалитету.
Допуск радиального биения поверхности наружного диаметра шкива относительно оси
посадочного отверстия должен быть не грубее 7-й степени точности, а торцового
биения — 10-й степени точности по ГОСТ 24643-81.