Редукторы и мотор-редукторы должны быть подвергнуты следующим видам испытаний: приемосдаточным, периодическим, типовым, сертификационным. Общие требования к методам испытаний редукторов и мотор-редукторов регламентированы ГОСТ 29285-92.
При всех видах испытаний мотор-редукторы подвергают испытаниям на соответствие требованиям электробезопасности по ГОСТ Р 50968-96. Остальные требования к испытаниям — по ГОСТ Р 50891-96 для редукторов.
Приемо-сдаточные испытания. Каждый редуктор следует подвергать испытаниям без нагрузки. Испытаниям под нагрузкой при выпуске до 50 редукторов в смену подвергают 10% выпуска, но не менее 3шт., при выпуске свыше 50 редукторов в смену — 5%, но не менее 5шт.
При испытаниях следует проверять: без нагрузки характер шума, передаточное отношение, внешний вид лакокрасочных покрытий, отсутствие течи масла, консервацию, маркировку и комплектность; под нагрузкой — корректированный уровень звуковой мощности (кроме червячных и глобоидных редукторов), отсутствие течи масла.
Продолжительность испытаний без нагрузки — не менее 2мин в каждую сторону вращения.
Уровень нагрузки при испытаниях под нагрузкой должен быть не менее 0,4Твых, а для редукторов с aw≥ 450мм — не менее 0,25Твых в сочетании с номинальными значениями Fвх, Fвых; время испытаний — не менее 10мин в каждую сторону вращения. Нагрузка должна быть постоянной по величине.
16. Шумовые характеристики цилиндрическихмотор-редукторов
Номинальная передаваемая мощность, кВт |
Средние геометрические частоты октавных полос, Гц |
Корректированный уровень звуковой мощности LpA, дБА |
||||||||||
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
|||||
Уровни звуковой мощности в полосах частот Lр, дБ |
||||||||||||
До 1,5 |
72 |
75 |
78 |
83 |
86 |
84 |
78 |
73 |
86 |
|||
Св. 1,5 « 4 |
75 |
78 |
81 |
86 |
89 |
87 |
81 |
76 |
89 |
|||
« 4 « 10 |
78 |
81 |
84 |
90 |
93 |
91 |
85 |
80 |
93 |
|||
« 10 « 22 |
83 |
86 |
89 |
94 |
97 |
95 |
89 |
84 |
98 |
|||
«22 « 45 |
91 |
93 |
95 |
99 |
100 |
98 |
93 |
89 |
100 |
|||
Примечания.
1. Указанные в табл. 16 значения относятся к мотор-редукторам с частотой тока 50Гц и синхронной частотой вращения вала двигателя 1500об/мин; при 3000об/мин значения должны быть увеличены на 6дБ (дБА), при 1000об/мин — уменьшены на 2дБ (дБА), а при 750об/мин — уменьшены на 3дБ (дБА) по сравнению с указанными в табл. 16.
2. Значения шумовых характеристик мотор-редукторов с частотой тока 60Гц должны быть увеличены на 4дБ (дБА) при частотах вращения вала двигателя 1800 и 3600об/мин; на 2дБ (дБА) — при частотах 1200 и 900об/мин относительно значений, установленных для соответствующих частот вращения вала двигателя 1500, 3000, 1000, 750об/мин при частоте тока 50Гц.
3. Значения шумовых характеристик мотор-редукторов с передачами Новикова должны быть не более 1,05 указанных в табл. 16.
4. Значения шумовых характеристик червячных мотор-редукторов должны быть на 6дБ (дБА), а планетарных и волновых мотор-редукторов на 2дБ (дБА) менее указанных в табл. 16.
5. Допускается при приемосдаточных испытаниях и в период приработки до 500ч превышение норм шума на 2дБ (дБА).
Периодические испытания. Периодические испытания следует проводить не реже одного раза в три года.
Число редукторов каждого типоразмера, подвергаемых испытанию, должно обеспечивать достоверность полученных показателей надежности с доверительной вероятностью 0,8, но не менее 2 редукторов.
При выпуске ряда однотипных редукторов допускается подвергать испытаниям несколько наиболее нагруженных несоседних представителей рада — не менее 25% общего числа типоразмеров, входящих в ряд, но не менее двух. Результаты испытаний распространяют на все типоразмеры ряда.
Для проверки в процессе испытаний технического состояния подшипников следует применять контроль уровня ударной вибрации корпусов редукторов в зоне подшипниковых узлов.
Если при испытаниях хотя бы один редуктор не соответствует установленным требованиям, следует проводить повторные испытания на удвоенном числе редукторов. Результаты повторных испытаний являются окончательными.
Типовые испытания. Типовые испытания следует проводить при изменении конструкции, материалов и технологии, если эти изменения могут оказывать влияние на основные параметры и характеристики редуктора.
Испытаниям следует подвергать не менее двух редукторов каждого типоразмера с проверкой параметров, на которые влияют принятые изменения; требования соответствуют периодическому виду испытаний.
При выпуске ряда однотипных редукторов допускается подвергать испытаниям несколько наиболее нагруженных представителей рада, — не менее 25% общего числа редукторов, входящих в ряд, но не менее двух.
Под рядом однотипных редукторов следует понимать рад редукторов, конструктивно подобных, изготовляемых из одинаковых материалов, по единому технологическому процессу и на одном производстве.
Сертификационные испытания. Сертификационные испытания проводят с целью установления соответствия редукторов требованиям безопасности, охраны окружающей среды, а также с целью установления соответствия редукторов всем или определенным требованиям отечественных нормативных документов, международных, региональных и зарубежных стандартов.
Число испытываемых редукторов каждого типоразмера должно обеспечивать достоверность полученных показателей надежности с доверительной вероятностью 0,8, но должно быть не менее 2 редукторов.
При выпуске ряда однотипных редукторов допускается подвергать испытаниям несколько несоседних наиболее нагруженных представителей ряда — не менее 25% общего числа типоразмеров, входящих в ряд, но не менее двух.
Методики испытаний должны быть согласованы с органом по сертификации и содержать требования по проверке уровня шума, работоспособности и отсутствия течи масла. В технически обоснованных случаях по решению органа по сертификации допускается оценивать работоспособность при кратковременных испытаниях (не менее 8ч) или при эксплуатации.
Технические данные редукторов и мотор-редукторов, проверяемые при различных видах испытаний, приведены в табл. 17 и 18. При этом технические данные, указанные в табл. 17, представляют собой задаваемые параметры, характеризующие уровень внешних воздействий на изделие, а в табл. 18 — контролируемые параметры и качественные признаки, характеризующие реакцию изделия на внешние воздействия, состояние изделия в процессе испытаний и его соответствие техническим данным.
17. Параметры, характеризующие уровень внешних воздействий на изделие
Параметр |
Редукторы |
Мотор-редукторы |
Вид контрольных испытаний*1 |
Отклонение параметров при |
|||
1 |
2 |
3 |
задании |
измерении |
|||
Вращающий момент на выходном валу Твых, Н·м |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
±5,0% |
±2,5%*2 |
Частота вращения входного вала nвх, об/мин |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
±10,0% |
±2,0% |
Радиальная консольная сила, приложенная к середине посадочной части входного вала Fвх, Н |
+ |
— |
— |
+ |
+ |
±5,0% |
±4,0% |
Радиальная консольная сила, приложенная к середине посадочной части выходного вала Fвых, Н |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
±5,0% |
±4,0% |
Пусковые перегрузки КТвых, Н·м*3 |
+ |
— |
— |
+ |
+ |
±5,0% |
±2,5% |
Температура воздуха tв,°С |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
±5°С |
±2°С*4 |
*1 Виды контрольных испытаний: 1 — приемосдаточные; 2 — периодические; 3 — типовые.
*2 При использовании данных для определения КПД погрешность измерений не должна превышать ±1,0%.
*3 К — коэффициент перегрузки, устанавливаемый в технической документации на конкретные типы изделий.
*4 При использовании данных для определения термической мощности погрешность измерений не должна превышать ±1°С.
Примечание. Знак «+» означает, что контроль производится; знак «-» — контроль не производится.
Для конкретных типов изделий и видов испытаний необходимый перечень задаваемых и контролируемых параметров и качественных признаков выбирают из числа приведенных в табл. 17, 18 и устанавливаемых в программе и методике испытаний.
Недопустимые отклонения параметров и качественных признаков от норм, установленных в технической документации на изделие, классифицируют как дефекты, подразделяемые, согласно ГОСТ 15467-79, на критические, значительные и малозначительные.
Критические дефекты связаны с наступлением предельных состояний изделий — выходом из строя основных узлов и деталей (зубчатых передач, корпуса и т.д.), замена которых при эксплуатации не предусматривается.
18. Параметры и признаки, характеризующие реакцию изделия на внешние воздействия
Параметры и качественные признаки |
Редукторы |
Мотор- редукто- ры |
Вид контрольных испытаний*1 |
Предельные погрешности измерений |
||
1 |
2 |
3 |
||||
Параметры |
||||||
Частота вращения выходного вала nвых, об/мин |
— |
+ |
— |
+ |
± |
±2,0 % |
Коэффициент полезного действия η, % |
+ |
+ |
— |
+ |
± |
±2,5 % |
Удельная масса Му, кг/Н·м |
+ |
+ |
— |
+ |
± |
±1,0% |
Шумовые характеристики, дБА(дБ) |
+ |
+ |
+*2 |
+ |
± |
±2дБА(дБ) |
Передаточное число (отношение) u (i) |
+ |
— |
— |
+ |
± |
±3% |
Термическая мощностьPт,кВт |
+ |
+ |
— |
+ |
± |
±5% |
Температура корпуса tк,°С |
+ |
+ |
— |
— |
± |
±4°С |
Температура масла tм, °С |
+ |
+ |
— |
+ |
± |
±2°С |
Мощность, подводимая к двигателю Рдв, кВт |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
±3,0%*3 |
Вращающий момент на входном валу Твх, Н·м |
± |
— |
— |
± |
± |
±1,0% |
Масса М, кг |
+ |
+ |
— |
+ |
± |
±1,0% |
Износ зубьев Ии, мкм |
+ |
+ |
— |
+ |
± |
±5,0 % |
Размеры пятна контакта L×Н, мм |
+ |
+ |
± |
± |
± |
±10,0 % |
Продолжительность испытаний τ, ч |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
± 1,0 % |
Качественные признаки |
||||||
Подтекание масла через соединения и уплотнения с каплеобразованием |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
Контактные разрушения зубьев |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
Поломка зубьев |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
Заедание передачи |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
Повреждение подшипников |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
Повреждение (разрушение) нагруженных деталей и узлов |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
Выход из строя двигателя |
— |
— |
+ |
+ |
— |
|
Вращение валов |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
— |
Внешний вид лакокрасочных покрытий |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
— |
Консервация |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
— |
Маркировка |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
— |
Комплектность |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
— |
*1 Виды контрольных испытаний: 1 — приемосдаточные; 2 — периодические; 3 — типовые.
*2 Кроме червячных редукторов.
*3 При использовании данных для определения КПД погрешность измерений не должна превышать ±1,0%.
Примечание: Знак «+» означает, что контроль не производится; знак «±» — контроль выполняется при необходимости.
Значительные дефекты связаны с наступлением отказов изделий — выходом из строя узлов и деталей (подшипников, уплотнений и др.), замена которых предусматривается при техническом обслуживании, и (или) с недопустимым отклонением основных контролируемых параметров (шумовых характеристик, температуры и др.).
Прочие отклонения параметров и качественных признаков рассматриваются как малозначительные дефекты.
Рекомендуемая продолжите чьность периодических и типовых испытаний, включая испытания в различных режимах нагружения, в зависимости от типов редукторов и мотор-редукторов:
— цилиндрические одно- и многоступенчатые, конические, коническо-цилиндрические многоступенчатые — 1250ч;
— червячные одно- и многоступенчатые, цилиндрическо-червячные многоступенчатые — 800ч;
— планетарные одно- и многоступенчатые, цилиндрическо-планетарные многоступенчатые — 800ч;
— волновые — 500ч.
Допускается испытания под нагрузкой проводить выборочно с применением методов статистического приемочного контроля по альтернативному признаку в соответствии с ГОСТ Р 50779.71-99 (ИСО 2859.1-89).
При этом приемочные уровни дефектности AQLдля нормального контроля в зависимости от вида дефекта принимают следующие: критический — 1,0%; значительный — 6,5%; малозначительный — 15.0%.
Оценку соответствия изделий техническим требованиям по каждому из контролируемых параметров nвых, Му, LpA, η, М и tм осуществляют методами статистического приемочного контроля по количественному признаку согласно ГОСТ Р 50779.74-99 (ИСО 3951-89). Значения AQLв зависимости от того, к какому виду дефекта приводят недопустимые отклонения перечисленных параметров, выбирают, как было указано выше.
Вращающие моменты Твх и Твых и КТвых, частоты вращения валов nвх и nвых, радиальные консольные силы Fвх и Fвыx, температуры tииtк, массу М, мощность Рдв, износ зубьев Ии, размеры пятна контакта L×Н, время t определяют путем прямых измерений с помощью приборов и устройств, обеспечивающих измерения с погрешностями не более установленных в табл. 17 и 18.
Удельную массу Му определяют как отношение массы изделия без смазочного материала к подтвержденному значению номинального вращающего момента на выходном валу.
Порядок обработки результатов испытаний при статистическом контроле — по ГОСТ Р 50779.71-99 (ИСО 2859.1-89), ГОСТ Р 50779.74-99 (ИСО 3951-89).
Указания по эксплуатации. Перед началом эксплуатации редукторов вращающиеся детали на внешних концах валов должны быть ограждены.
Места редуктора с температурой наружных поверхностей выше 70ºС, доступные для обслуживающего персонала, должны быть ограждены или промаркированы символом и дополнительной табличкой с указанием температуры.
Зубчатые редукторы должны допускать введение в эксплуатацию на полную нагрузку без внутренней расконсервации и обкатки.
Червячные редукторы (кроме применяемых для работы с периодическими остановками) в течение первых 40ч должны эксплуатироваться без приложения рабочей нагрузки либо с рабочей нагрузкой, не превышающей 50% номинальной, после чего рабочую нагрузку вводят с постепенным ее нарастанием.
Зубчатые передачи и подшипниковые узлы редукторов, аварийный отказ которых может привести к жертвам или значительным экономическим потерям, следует непрерывно или периодически контролировать с целью своевременного получения информации о приближении их к предельному состоянию.
Гарантийный срок эксплуатации редукторов — два года со дня ввода в эксплуатацию, но не более 80% ресурса, указанного в табл. 14 соответственно для передач, валов и подшипников.
« Назад [Правила приемки] Далее »