Энергетические потери в подшипники складываются в основном из потерь на трение, возникающих вследствие проскальзывания в местах контакта тел качения, кольцами и сепаратором, несовершенной упругости материала тел качения и колец, механических потерь в смазочном материале. Переходя в теплоту, эти потери вызывают повышение температуры подшипниковых узлов. Они не являются постоянными во времени и определяются конструкцией подшипника, режимами его работы и смазки. Мощность (Вт), расходуемая на преодоление трения в подшипнике,
где Ртp — момент трения, Н·м; n — час вращения, об/мин.
Приближенно оценить момент тpeния при действии результирующей нагрузки, превышающей 10-20% динамической грузоподъемности, можно по формуле
где fтp — приведенный коэффициент трения (в зависимости от условий работы и подшипника fтр = 0,001-0,02; для подшипников с пластичным смазочным материалом значения fтр приведены в табл. 74) — результирующая нагрузка на подшипник, Н; d — диаметр отверстия подшипника, мм.
74. Значения коэффициента fтр
Тип подшипника |
fтр |
Шариковый; |
|
радиальный |
0,0020 |
сферический |
0,0015 |
радиально-упорный и упорный |
0,0030 |
Роликовый; |
|
с короткими цилиндрическими роликами |
0,0020 |
с длинными цилиндрическими роликами |
0,0040 |
радиальный сферический |
0,0040 |
игольчатый |
0,0080 |
конический |
0,0080 |
При более точных расчетах момент трения определяют как сумму составляющих Тнг от нагрузки и Тсм от смазочного материала
Ттр = Тнг + Тсм.
Составляющая момента трения, обусловленная условиями нагружения,
Здесь f1 — коэффициент, зависящий от конструкции подшипника и нагрузки. Его значения для роликовых подшипников приведены в табл. 75.
75. Значения коэффициента f1 для роликовых подшипников
Тип роликового подшипника |
f1 |
Радиальный с цилиндрическими роликами: |
|
с сепаратором |
0,0002-0,0004 |
без сепаратора |
0,00055 |
Радиальный сферический |
0,0001-0,0006 |
Конический |
0,0003-0,0004 |
Упорный с цилиндрическими роликами |
0,0015 |
Упорный сферический |
0,0003-0,0005 |
Для шарикоподшипников
где Ро — статическая эквивалентная нагрузка (Р0r или Р0а); С0 — статическая грузоподъемность (С0r или С0a). Значения коэффициентов k1 и k приведены в табл. 76.
Условная нагрузка F1 зависит от значения и направления нагрузки на подшипник.
76. Значения коэффициентов k1 и k
Тип шарикового подшипника |
Начальный угол контакта, о |
k1 |
k |
Радиальный |
0 |
0,0007 |
0,55 |
Радиально-упорный |
26 |
0,0010 |
0,33 |
Радиально-упорный |
36 |
0,0010 |
0,33 |
Упорный |
90 |
0,0010 |
0,33 |
Cферический |
10 |
0,0003 |
0,40 |
Для шариковых подшипников F1 = 1,1Fа /е – 0,1Fr при условии F1 > Fr.
Для радиально-упорных роликоподшипников
F1 = 1,2Fa / e при условии F1 > Fr.
Для упорных и упорно-радиальных шарико- и роликоподшипников
F1 = Fa
Коэффициент е для радиальных и радиально-упорных шарикоподшипников определяют по табл. 64, а для остальных — по каталогу.
Момент Тнг доминирует в суммарном моменте трения у медленно вращающихся тяжело на груженных подшипников.
Составляющая момента трения, обусловленная гидродинамическими потерями в смазочном материале, Нм:
где v — кинематическая вязкость смазочного материала, мм/с; n — частота вращения, об/мин; Dpw — диаметр окружности, проходящей по центрам тел качения, мм; fcм — коэффициент, зависящий от типа подшипника и способа смазывания, табл. 77.
Кинематическую вязкость пластичных смазочных материалов принимают по маслу, на основе которого изготовляют этот материал. Формула справедлива для масел с плотностью около 0,9г/см3. Для роликовых подшипников с короткими цилиндрическими роликами, работающих под действием радиальной и осевой сил, следует учитывать составляющую Тб момента трения, обусловленную трением ролика о направляющий борт:
Ттр = Тнг + Тсм + Тб,
где Тб = fб Fa Dpw , а коэффициент fб (табл. 78) зависит от смазочного материала и конструкции подшипника.
77. Значения коэффициента fсм при различных способах смазывания
Тип подшипника |
Способ смазывания |
||
Масляный туман* |
Масляная ванна или пластичный смазочный материал |
Масляная ванна (вертикальный вал) или циркуляционное смазывание |
|
Шариковый: |
|
||
радиальный, сферический, упорный |
0,7-1 |
1,5-2** |
3-4 |
радиально- упорный: |
|
||
однорядный |
1,7 |
3 |
6 |
двухрядный |
3 |
6 |
9 |
роликовый: |
|
||
радиальный цилиндрический: |
|||
с сепаратором |
1,5-2 |
2-3 |
4-6*** |
без сепаратора |
— |
5 |
— |
радиальный сферический |
2-3 |
4-6 |
8-12 |
конический |
2-3 |
6 |
8-10 |
упорный: |
|
||
цилиндрический |
— |
4 |
8 |
сферический |
— |
3-4 |
6-8 |
* Меньшие значения относятся к легким, большие — к тяжелым размерным сериям.
** Может возрастать до 5 при пластичном смазочном материале.
*** Может снижаться до 2 для горизонтального вала при циркуляционном смазывании.
78. Значения коэффициента fб
Конструктивное исполнение радиального роликового подшипника с короткими цилиндрическими роликами |
Смазочный материал |
|
пластичный |
жидкий |
|
С сепаратором: с модифицированным контактом ролика с направляющим бортом обычной конструкции Без сепаратора, однорядный |
0,003 0,009 0,006 |
0,002 0,006 0,003 |
Приближенно определить момент трогания подшипника можно по формуле
Тп = fп Тнг,
где fп = 4 для конических роликоподшипников с большим углом контакта: fп = 8 для упорных сферических роликоподшипников; fп = 2 в остальных случаях.
Изложенные методы не учитывают потери на трение в уплотнениях закрытых подшипников, которые могут быть значительными.
« Назад [Трение в подшипниках] Далее »