Общие требования к посадочным поверхностям
Технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов обусловлены малыми размерами площадок контакта тел качения с поверхностями качения колец и малой длиной посадочной поверхности колец относительно их диаметров.
Расчетный ресурс подшипника качения может быть обеспечен только при правильном сопряжении его колец с валом и корпусом, т.е. при правильном выборе посадок, соблюдении требований к шероховатости, размерной точности, отклонениям формы и расположения посадочных мест.
Большое значение имеет правильность геометрических форм посадочных поверхностей, так как кольца подшипников являются тонкостенными деталями и при посадках с натягом деформируются, принимая форму посадочного места.
Необходимо обеспечить точность положения колец подшипников относительно оси вращения, обусловливаемую в основном отсутствием перекосов. Геометрические оси колец подшипников не должны значительно отклоняться по направлению от оси вращения вала.
Должны быть также предприняты конструктивные меры для обеспечения правильного монтажа, демонтажа и необходимого обслуживания подшипников в эксплуатации.
Технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов регламентированы ГОСТ 3325-85 и распространяются на подшипниковые узлы машин, механизмов и приборов, посадочные поверхности и опорные торцы которых предназначены для монтажа подшипников качения с номинальным диаметром отверстия до 2500мм, отвечающие совокупности следующих условий:
— валы — сплошные или полые толстостенные;
— корпуса — толстостенные;
— материалы валов и корпусов сталь или чугун;
— нагрев подшипников при работе 100°С включительно.
Под толстостенными понимают валы корпуса с соотношением диаметров:
d/dв ≥ 1,25 — для валов;
Dк/D ≥ 1,25 — для корпусов, где d — диаметр отверстия подшипника;
db — диаметр отверстия вала;
Dк — наружный диаметр корпуса;
D — наружный диаметр подшипника.
ГОСТ 3325-85 стандарт устанавливает поля допусков, посадки, требования к шероховатости, отклонениям формы и положения посадочных поверхностей подшипника и опорных торцовых поверхностей, значения допустимых углов взаимного перекоса колец и рекомендации по монтажу подшипников качения.
Шероховатость посадочных и опорных торцовых поверхностей
Посадочные поверхности под подшипники и торцовые поверхности заплечиков валов и корпусов должны быть тщательно обработаны во избежание смятия и среза микронеровностей в процессе запрессовки и эксплуатации, а также появления коррозии.
Параметры шероховатости Ra и Rz в посадочных поверхностей под подшипники в валах и в корпусах из стали, а также опорных торцов заплечиков не должны превышать значений, указанных в табл. 96.
Параметр шероховатости Ra посадочных поверхностей валов для подшипников в закрепительных или стяжных втулках не должен превышать 2,5мкм.
Допускается значение параметра шероховатости Ra посадочных поверхностей, опорных торцов заплечиков в чугунных корпусах принимать не более 2,5мкм для диаметров сопряжений до 80мм и параметра Rz не более 20мкм для диаметров свыше 80мм при установке подшипников класса точности 0 и 6 и при условии обеспечения заданного ресурса работы подшипникового узла.
96. Параметры шероховатости посадочных поверхностей валов и корпусов из стали
Посадочные поверхности |
Классы точности подшипников по ГОСТ 520-89 |
Значения, мкм, не более, для номинальных диаметров подшипников |
|||
до 80мм |
св. 80 до 500мм |
св. 500 до 2500мм |
|||
Ra |
Rz |
||||
Валов |
0 |
1,25 |
2,50 |
(5,0) |
20,0 |
6 и 5 |
0,63 |
1,25 |
2,5 |
— |
|
4 |
0,32 |
0,63 |
— |
— |
|
2 |
0,16 |
0,32 |
— |
— |
|
Отверстий корпусов |
0 |
1,25 |
2,50 |
(5,0) |
20,0 |
6,5 и 4 |
0,63 |
1,25 |
2,5 |
— |
|
2 |
0,32 |
0,63 |
— |
— |
|
Опорных торцов заплечиков валов и корпусов |
0 |
2,50 |
2,50 |
(5,0) |
20,0 |
6,5 и 4 |
1,25 |
2,50 |
(5,0) |
20,0 |
|
2 |
0,63 |
0,63 |
— |
— |
Примечания.
1. В скобках указаны значения параметра шероховатости Ra, применение которого менее предпочтительно.
2. В технически обоснованных случаях по согласованию потребителей с изготовителями для номинальных диаметров валов до 10мм под подшипники класса точности 2 допускается шероховатость посадочной поверхности вала до 0,32мкм.
Допускается значение параметра шероховатости Ra посадочных мест и опорных торцов заплечиков на валах и в корпусах, выполненных из стали, для малонагруженных подшипников класса точности 0, принимать не более 2,5мкм для диаметров сопряжений до 80мм и Rz не более 20мкм Для диаметров более 80мм.
К малонагруженным относят подшипники, работающие с частотой вращения, не превышающей 0,05 предельной nпр, при радиальной нагрузке Fr, не превышающей 0,05 радиальной динамической грузоподъемности Cr, и при коэффициенте безопасности КБ = 1
Отклонения формы посадочных и опорных торцовых поверхностей
Отклонения формы посадочных поверхностей вала и корпyca могут передаваться на поверхности качения подшипников, искажая их и вызывая повышенный уровень вибрации и изнашивание.
Показатели отклонений формы – отклонение от круглости, отклонение профиля продольного сечения, непостоянство диаметра в поперечном и продольном сечениях. Допуски формы посадочных мест валов (осей) и отверстий корпусов в радиусном измерении (допуск круглости, допуск профиля продольного сечения) и в диаметральном измерении (допуски непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях) не должны превышать значений, указанных в табл. 97 и 98.
В технически обоснованных случаях по согласованию потребителей с изготовителями для номинальных диаметров валов до 10мм под подшипники класса точности 2 разрешается допуски круглости и профиля продольного сечения выдерживать до 0,6 мкм или допуски непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях до 1,2мкм.
Выбор параметров контроля отклонений формы в радиусном или диаметральном измерениях осуществляет разработчик изделия.
Определение допуска круглости и допуска профиля продольного сечения — по ГОСТ 24642-81.
97. Допуски формы посадочных поверхностей валов, мкм, не более
Интервалы номинальных диаметров d, мм |
Допуск круглости |
Допуск профиля продольного сечения |
Допуск непостоянства диаметра в сечении |
||||||||
поперечном |
продольном |
||||||||||
Классы точности подшипников |
|||||||||||
0,6 |
5,4 |
2 |
0,6 |
5,4 |
2 |
0,6 |
5,4 |
2 |
0,6 |
5,4 |
|
От 0,6 до 2,5 |
1,5 |
0,7 |
0,4 |
1,5 |
0,7 |
0,4 |
3 |
1,4 |
0,8 |
3 |
1,4 |
Св. 2,5 до 3 |
1,5 |
0,7 |
0,4 |
1,5 |
0,7 |
0,4 |
3 |
1,4 |
0,8 |
3 |
1,4 |
» 3 » 6 |
2,0 |
0,8 |
0,5 |
2,0 |
0,8 |
0,5 |
4 |
1,6 |
1,0 |
4 |
1,6 |
» 6 » 10 |
2,5 |
1,0 |
0,5 |
2,5 |
1,0 |
0,5 |
5 |
2,0 |
1,0 |
5 |
2,0 |
» 10 » 18 |
3,0 |
1,3 |
0,6 |
3,0 |
1,3 |
0,6 |
6 |
2,6 |
1,2 |
6 |
2,6 |
» 18 » 30 |
3,5 |
1,5 |
0,8 |
3,5 |
1,5 |
0,8 |
7 |
3,0 |
1,6 |
7 |
3,0 |
» 30 » 50 |
4,0 |
2,0 |
1,0 |
4,0 |
2,0 |
1,0 |
8 |
4,0 |
2,0 |
8 |
4,0 |
» 50 » 80 |
5,0 |
2,0 |
1,0 |
5,0 |
2,0 |
1,0 |
10 |
4,0 |
2,0 |
10 |
4,0 |
» 80 » 120 |
6,0 |
2,5 |
1,2 |
6,0 |
2,5 |
1,2 |
12 |
5,0 |
2,4 |
12 |
5,0 |
» 120 » 180 |
6,0 |
3,0 |
1,5 |
6,0 |
3,0 |
1,5 |
12 |
6,0 |
3,0 |
12 |
6,0 |
» 180 » 250 |
7,0 |
3,5 |
1,7 |
7,0 |
3,5 |
1,7 |
14 |
7,0 |
3,4 |
14 |
7,0 |
» 250 » 315 |
8,0 |
4,0 |
— |
8,0 |
4,0 |
— |
16 |
8,0 |
— |
16 |
8,0 |
» 315 » 400 |
9,0 |
4,0 |
— |
9,0 |
4,0 |
— |
18 |
8,0 |
— |
18 |
8,0 |
» 400 » 500 |
10,0 |
— |
— |
10,0 |
— |
— |
20 |
— |
— |
20 |
— |
98. Допуски формы посадочных поверхностей отверстий корпусов, мкм, не более
Интервалы номинальных диаметров D, мм |
Допуск круглости |
Допуск профиля продольного сечения |
Допуск непостоянства диаметра в сечении |
||||||||
поперечном |
продольном |
||||||||||
Классы точности подшипников |
|||||||||||
0,6 |
5,4 |
2 |
0,6 |
5,4 |
2 |
0,6 |
5,4 |
2 |
0,6 |
5,4 |
|
От 0,6 до 2,5 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Св. 2,5 до 3 |
2,5 |
1,0 |
0,5 |
2,5 |
1,0 |
0,5 |
5 |
2,0 |
1,0 |
5 |
2,0 |
» 3 » 6 |
3,0 |
1,3 |
0,6 |
3,0 |
1,3 |
0,6 |
6 |
2,6 |
1,2 |
6 |
2,6 |
» 6 » 10 |
4,0 |
1,5 |
0,8 |
4,0 |
1,5 |
0,8 |
8 |
3,0 |
1,6 |
8 |
3,0 |
» 10 » 18 |
4,5 |
2,0 |
1,0 |
4,5 |
2,0 |
1,0 |
9 |
4,0 |
2,0 |
9 |
4,0 |
» 18 » 30 |
5,0 |
2,0 |
1.0 |
5,0 |
2,0 |
1,0 |
10 |
4,0 |
2,0 |
10 |
4,0 |
» 30 » 50 |
6,0 |
2,5 |
1,4 |
6,0 |
2,5 |
1,4 |
12 |
5,0 |
2,8 |
12 |
5,0 |
» 50 » 80 |
7,5 |
3,0 |
1,6 |
7,5 |
3,0 |
1,6 |
15 |
6,0 |
3,2 |
15 |
6,0 |
» 80 » 120 |
9,0 |
3,5 |
2,0 |
9,0 |
3,5 |
2,0 |
18 |
7,0 |
4,0 |
18 |
7,0 |
» 120 » 180 |
10,0 |
4,0 |
2,2 |
10,0 |
4,0 |
2,2 |
20 |
8,0 |
4,4 |
20 |
8,0 |
» 180 » 250 |
11,5 |
5.0 |
2,5 |
11,5 |
5,0 |
2,5 |
23 |
10,0 |
5,0 |
23 |
10,0 |
» 250 » 315 |
13,0 |
5,3 |
3,0 |
13,0 |
5,3 |
3,0 |
26 |
10,6 |
6,0 |
26 |
10,6 |
» 315 » 400 |
14,0 |
6.0 |
4,0 |
14,0 |
6,0 |
4,0 |
28 |
12,0 |
8,0 |
28 |
12,0 |
» 400 » 500 |
16,0 |
— |
— |
16,0 |
— |
— |
32 |
— |
— |
32 |
— |
Непостоянство диаметра в поперечном сечении посадочной поверхности — разность наибольшего и наименьшего единичных диаметров, измеренных в одном и том же поперечном сечении.
Непостоянство диаметра в продольном сечении посадочной поверхности — разность между наибольшим и наименьшим диаметрами измеренными в одном и том же продольном сечении.
Допуск непостоянства диаметра в поперечном сечении — наибольшее допустимое непостоянство диаметра в поперечном сечении.
Допуск непостоянства диаметра в продольном сечении — наибольшее допустимое непостоянство диаметра в продольном сечении.
Значения непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях установлены в табл. 97 и 98 из расчета: половина допуска на диаметр посадочной поверхности при посадке подшипников классов точности 0 и 6,. треть допуска — при посадке подшипников классов точности 5 и 4, четверть допуска — при посадке подшипников класса точности 2.
Допуски непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях посадочных поверхностей отверстий чугунных корпусов под подшипники класса точности 0, а также валов и отверстий корпусов малонагруженных подшипников разрешается принимать равными 3/4 допуска на диаметр.
Допуски непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях посадочных поверхностей валов, предназначенных для посадки подшипников на закрепительных или стяжных втулках, не должны превышать 1/4 допусков на диаметр посадочной поверхности, соответствующих полям допусков h8, h9, h10, установленных для вала.
Отклонения от постоянства диаметра определяют в трех сечениях по длине и в четырех плоскостях каждого сечения.
Торцовые биения опорных торцов заплечиков валов и корпусов не должны превышать значений, указанных в табл. 99 и 100. В результате измерения торцового биения при повороте вала или детали на 360° вокруг продольной оси выявляют форму торца — волнистость, неплоскостность (вогнутость или выпуклость) и его расположение — отклонение от перпендикулярности к оси (перекос торца).
Допуски на диаметр конических шеек валов с конусностью 1:12, предназначенных для посадки подшипников с коническим отверстием, и допуски утла конуса АТD, определяемого как разность диаметров вала, расположенных друг от друга на расстоянии, составляющем 0,7 ширины внутреннего кольца монтируемого подшипника, должны соответствовать указанным в табл. 101.
99. Допуски торцового биения заплечиков валов, мкм, не более
Интервалы номинальных диаметров d, мм |
Класс точности подшипника |
||||
0 |
6 |
5 |
4 |
2 |
|
От 1 до 3 |
10 |
6 |
3 |
2,0 |
1,2 |
Св. 3 до 6 |
12 |
8 |
4 |
2,5 |
1,5 |
» 6 » 10 |
15 |
9 |
4 |
2,5 |
1,5 |
» 10 » 18 |
18 |
11 |
5 |
3,0 |
2.0 |
» 18 » 30 |
21 |
13 |
6 |
4,0 |
2.5 |
» 30 » 50 |
25 |
16 |
7 |
4,0 |
2,5 |
» 50 » 80 |
30 |
19 |
8 |
5,0 |
3,0 |
» 80 » 120 |
35 |
22 |
10 |
6,0 |
4,0 |
» 120 » 180 |
40 |
25 |
12 |
8,0 |
5,0 |
» 180 » 250 |
46 |
29 |
14 |
10.0 |
7,0 |
» 250 » 315 |
52 |
32 |
16 |
— |
— |
» 315 » 400 |
57 |
36 |
18 |
— |
— |
Св. 400 до 500 |
63 |
40 |
— |
— |
— |
» 500 » 630 |
70 |
44 |
— |
— |
— |
» 630 » 800 |
80 |
50 |
— |
— |
— |
» 800 » 1000 |
90 |
56 |
— |
— |
— |
» 1000 » 1250 |
105 |
66 |
— |
— |
— |
» 1250 » 1600 |
125 |
78 |
— |
— |
— |
» 1600 » 2000 |
150 |
92 |
— |
— |
— |
» 2000 » 2500 |
175 |
110 |
— |
— |
— |
100. Допуски торцового биения заплечиков отверстий корпусов, мкм, не более
Интервалы номинальных диаметров d, мм |
Класс точности подшипника |
||||
0 |
6 |
5 |
4 |
2 |
|
От 3 до 6 |
18 |
12 |
5 |
4 |
2,5 |
Св. 6 до 10 |
22 |
15 |
6 |
4 |
2,5 |
» 10 » 18 |
27 |
18 |
8 |
5 |
3,0 |
» 18 » 30 |
33 |
21 |
9 |
6 |
4,0 |
» 30 » 50 |
39 |
25 |
11 |
7 |
4,0 |
» 50 » 80 |
46 |
30 |
13 |
8 |
5,0 |
» 80 » 120 |
54 |
35 |
15 |
10 |
6,0 |
» 120 » 180 |
63 |
40 |
18 |
12 |
8,0 |
» 180 » 250 |
72 |
46 |
20 |
14 |
10,0 |
» 250 » 315 |
81 |
52 |
23 |
16 |
12,0 |
» 315 » 400 |
89 |
57 |
25 |
30 |
13,0 |
» 400 » 500 |
97 |
63 |
27 |
— |
— |
» 500 » 630 |
110 |
70 |
30 |
— |
— |
» 630 » 800 |
125 |
80 |
35 |
— |
— |
» 800 » 1000 |
140 |
90 |
— |
— |
— |
» 1000 » 1250 |
165 |
105 |
— |
— |
— |
» 1250 » 1600 |
195 |
125 |
— |
— |
— |
» 1600 » 2000 |
230 |
150 |
— |
— |
— |
» 2000 » 2500 |
280 |
175 |
— |
— |
— |
» 2500 » 3150 |
330 |
210 |
— |
— |
— |
Примечания.
1. Если по условиям работы в узлах вместо применяемых подшипников классов точности 5 и 4 могут быть использованы подшипники классов точности 0 и 6, технические требования к посадочным и опорным торцам заплечиков вала и отверстия корпуса устанавливают как под посадку подшипников соответственно классов точности 0 и 6 по табл. 99 и 100.
2. Для подшипников, фиксированных в осевом направлении методом вальцовки или кернения, а также для подшипников, установленных с осевым зазором по торцам колец, шероховатость и биения торцов заплечиков валов и отверстий корпусов ГОСТ 3325-85 не регламентирует.
101. Допуски на диаметр конической шейки вала, мкм, не более
Интервалы номинальных диаметров d, мм |
Для диаметра вала |
Для угла конуса |
||||||||
Класс точности подшипника |
||||||||||
0 |
6 |
5 |
4 |
2 |
0 |
6 |
5 |
4 |
2 |
|
До 10 |
15 |
9 |
6 |
— |
— |
9 |
6 |
4 |
— |
— |
Св. 10 до 18 |
18 |
11 |
8 |
— |
— |
11 |
8 |
5 |
— |
— |
» 18 » 30 |
21 |
13 |
9 |
6 |
4 |
13 |
9 |
6 |
2,5 |
1,5 |
» 30 » 50 |
25 |
16 |
11 |
7 |
4 |
16 |
11 |
7 |
2,5 |
1,5 |
» 50 » 80 |
30 |
19 |
13 |
8 |
5 |
19 |
13 |
8 |
3,0 |
2,0 |
» 80 » 120 |
35 |
22 |
15 |
10 |
6 |
22 |
15 |
10 |
4,0 |
2,5 |
» 120 » 180 |
40 |
25 |
18 |
12 |
8 |
25 |
18 |
12 |
5,0 |
3,0 |
» 180 » 250 |
46 |
29 |
20 |
14 |
10 |
29 |
20 |
14 |
7,0 |
3,5 |
» 250 » 315 |
52 |
32 |
23 |
23 |
— |
32 |
23 |
16 |
8,0 |
— |
» 315 » 400 |
57 |
36 |
25 |
25 |
— |
36 |
25 |
18 |
9,0 |
— |
» 400 » 500 |
63 |
40 |
27 |
27 |
— |
40 |
27 |
20 |
10,0 |
— |
» 500 » 630 |
70 |
44 |
— |
— |
— |
44 |
30 |
— |
— |
— |
» 630 » 800 |
80 |
— |
— |
— |
— |
50 |
— |
— |
— |
— |
» 800 » 1000 |
90 |
— |
— |
— |
— |
56 |
— |
— |
— |
— |
» 1000 » 1250 |
105 |
— |
— |
— |
— |
66 |
— |
— |
— |
— |
» 1250 » 1600 |
125 |
— |
— |
— |
— |
78 |
— |
— |
— |
— |
Примечание. Все отклонения допускаются только на «плюс» от номинального размера.
Допустимые углы взаимного перекоса колец подшипников качения
Относительный перекос наружного и внутреннего колец подшипников увеличивает сопротивление вращению вала, приводит к неравномерному распределению напряжений по площадке контакта, снижает ресурс подшипников.
Суммарное допустимое отклонение от соосности колец, вызванное неблагоприятным сочетанием всех видов погрешностей обработки, сборки и деформации подшипников вала и деталей корпуса под действием нагрузок, оценивают предельно допустимым углом θmах взаимного перекоса между осями внутреннего и наружного колец подшипников качения, смонтированных в подшипниковых узлах.
В качестве предельно допустимого принимают наибольший угол θmах взаимного перекоса колец подшипников, при котором может быть обеспечен ресурс не ниже требуемого.
Значения углов θmах для различных типов подшипников классов точности 0 и 6 приведены в табл. 102.
По согласованию предприятия-изготовителя с потребителем для высокоточных подшипниковых узлов допустимые углы перекоса могут быть уменьшены по сравнению со значениями, указанными в табл. 102.
102. Предельно допустимые углы θmах взаимного перекоса колец подшипников
Тип подшипников |
θmах |
Радиальные однорядные шариковые (при радиальном нагружении) с радиальным зазором: |
|
нормальным |
8′ |
по 7-му ряду |
12′ |
по 8-му ряду |
16′ |
Радиально-упорные шариковые однорядные с углами контакта: |
|
а = 12° |
6′ |
а = 26° |
5′ |
а = 36° |
4′ |
Упорно-радиальные шариковые с углом контакта а = 45 … 60° |
4′ |
Упорные шариковые с углом контакта а = 90° |
2′ |
Радиальные с цилиндрическими роликами: |
|
с короткими и длинными без модифицированного контакта |
2′ |
с модифицированным контактом |
6′ |
Конические с роликами: |
|
без модифицированного контакта |
2′ |
с небольшим модифицированным контактом |
4′ |
Конические с модифицированным контактом на наружном кольце |
8′ |
Упорные с цилиндрическими или коническими роликами |
1′ |
Игольчатые роликовые: |
|
однорядные |
1′ |
однорядные с модифицированным контактом |
4′ |
многорядные |
1′ |
Шариковые радиальные сферические двухрядные по ГОСТ 5720-75 |
4° |
Роликовые радиальные сферические однорядные по ГОСТ 24954-81 |
3° |
Роликовые радиальные сферические двухрядные по ГОСТ 5721-75 |
2° |
Роликовые упорные сферические по ГОСТ 9942-80 |
3° |
Примечание. Эксплуатационный перекос колец не должен превышать 0,7 θmах.
Отклонения расположения посадочных и опорных поверхностей вала и корпуса
С целью ограничения взаимного перекоса колец подшипников на чертежах задают допуски расположения посадочных поверхностей вала и корпуса. Перекос колец могут вызвать:
— отклонения от соосности посадочных поверхностей вала и корпуса;
— отклонения от перпендикулярности опорных торцов вала и корпуса;
— деформации вала, корпуса и деталей подшипника в работающем узле. Допуски расположения поверхностей двух опор подшипниковых узлов задают относительно общей оси.
Общая ось — прямая, проходящая через точки пересечения осей двух посадочных поверхностей для подшипников качения с их средними сечениями. Вследствие неизбежных погрешностей общая ось, например вала, не совпадает с осью вращения заготовки при его изготовлении.
Кольцо подшипника, устанавливаемое с натягом, должно плотно прилегать торцом к опорной поверхности по всей окружности. Так как кольца обладают сравнительно небольшой жесткостью, то расположение торца подшипника при этом повторяет расположение опорного торца.
Если пренебречь погрешностями формы опорного торца, то отклонение от перпендикулярности можно контролировать по торцовому биению заплечиков (табл. 99, 100).
В ГОСТ 3325 рассмотрен простейший случай монтажа подшипников, когда торцы колец непосредственно прилегают к заплечикам вала или корпуса. Очень часто кольцо подшипника своим торцом упирают не в заплечик вала или корпуса, а в промежуточную деталь: дистанционное кольцо, крышку и т.д. В этом случае нормы, ограничивающие отклонение от перпендикулярности (табл. 99, 100), следует относить к опорному торцу детали, прилегающей к базовому торцу подшипника. Фактическое отклонение опорного торца может быть найдено в результате суммирования погрешностей изготовления всех сопряженных деталей подшипникового узла, численные значения которых должны быть назначены как некоторая доля от обшей величины допустимой погрешности. Допуски расположения поверхностей деталей в общем случае определяют вероятностным расчетом в зависимости от конкретной конструктивной схемы.
За основу при назначении допусков расположения посадочных поверхностей вала и корпуса в соответствии с ГОСТ 3325-85 принимают предельно допустимый угол θmах взаимного перекоса колец подшипников.
Угол взаимного перекоса колец, вызванный деформацией валов и корпусов в работающем узле θд, не должен превышать θд ≤ 0,2 θmах.
За допустимый угол θτ = τв + θк перекоса осей вала и корпуса от технологических погрешностей их обработки и сборки принимают не более половины угла θmах взаимного перекоса колец подшипников: θτ ≤ θmах / 2.
Угол перекоса θв, вызываемый погрешностями обработки вала, не должен превышать θв ≤ θτ /3, а угол перекоса θк, вызываемый погрешностями обработки и сборки корпуса, не должен превышать θк ≤ 2 θτ / 3.
Допускается в обоснованных случаях перераспределять между собой по значению углы перекоса θτ и θд при условии, что (θτ + θд) ≤ 0,7θmах
Углы перекоса θτ, θв, θк не должны превышать значений, указанных в табл. 103.
Допуски соосности в диаметральном выражении посадочных поверхностей относительно общей оси определяют по формулам:
для вала: ØТрсв = В tg θв;
для корпуса: ØТрск = В tg θк.
При длине В = В1 = 10мм посадочного места они должны соответствовать значениям, приведенным в табл. 103. При другой длине В = B2, мм, посадочного места для получения соответствующих допусков соосности следует табличные значения умножить на 0,1 В2.
На рис. 42 и 43 показаны обозначения допусков соосности относительно общей оси (базы А, Б) посадочных мест соответственно вала и корпуса.
Разрешается вместо допуска соосности указывать допуск радиального биения посадочных мест относительно тех же баз.
Контроль плоскостности и отклонения от перпендикулярности торцов заплечиков вала и корпуса рекомендуют в отдельных случаях проводить с помощью набора фальшколец (или шаблонов) или по краске. Одно из колец набора должно прилегать к посадочной поверхности вала или отверстия корпуса, а своим торцом прилегать к опорному торцу заплечика без просвета (визуальная оценка).
Рис. 42. Обозначение допуска соосности посадочных мест вала относительно обшей оси
Рис. 43. Обозначение допуска соосности посадочных мест корпуса относительно обшей оси
103. Допустимые углы θτ, θв, θк взаимного перекоса колец от погрешностей обработки и допуски ØТрсв, ØТрск (мкм) соосности посадочных поверхностей вала и корпуса в подшипниковых узлах различных типов
Тип подшипника |
θτ |
θв |
θк |
ØТрсв |
ØТрск |
Радиальные однорядные шариковые (при радиальном нагружении) с радиальным зазором: |
|
||||
нормальным |
4′ |
1′ 20″ |
2′ 40″ |
4,0 |
8,0 |
по 7-му ряду |
6′ |
2′ |
4′ |
6,0 |
12,0 |
по 8-му ряду |
8′ |
2′ 40″ |
5′ 20″ |
8,0 |
16,0 |
Радиально-упорные шариковые однорядные с углами контакта: |
|
||||
а = 12° |
3′ |
1′ |
2′ |
3,0 |
6,0 |
а = 26° |
2′ 30″ |
50″ |
1′ 40″ |
2,4 |
4,8 |
а = 36° |
2′ |
40″ |
1′ 20″ |
2,0 |
4,0 |
Упорно-радиальные шариковые с углом контакта а = 45 … 60° |
2′ |
40″ |
1′ 20″ |
2,0 |
4,0 |
Упорные шариковые с углом контакта а = 90° |
1′ |
20″ |
40″ |
1,0 |
2,0 |
Радиальные с цилиндрическими роликами: |
|
||||
с короткими и длинными без модифицированного контакта |
1′ |
20″ |
40″ |
1,0 |
2,0 |
с модифицированным контактом |
3′ |
1′ |
2′ |
3,0 |
3,0 |
Конические с роликами: |
|
||||
без модифицированного контакта |
1′ |
20″ |
40″ |
1,0 |
2,0 |
с небольшим модифицированным контактом |
2′ |
40″ |
1′ 20″ |
2,0 |
4,0 |
Конические с модифицированным контактом на наружном кольце |
4′ |
1′ 20″ |
2′ 40″ |
4,0 |
8,0 |
Упорные с цилиндрическими или коническими роликами |
30″ |
10″ |
20″ |
0,5 |
1,0 |
Игольчатые роликовые: |
|
||||
однорядные |
30″ |
10″ |
20″ |
0,5 |
1,0 |
однорядные с модифицированным контактом |
2′ |
40″ |
1′ 20″ |
2,0 |
4,0 |
многорядные |
30″ |
10″ |
20″ |
0,5 |
1,0 |
Шариковые радиальные сферические двухрядные по ГОСТ 5720-75 |
6′ |
2′ |
41 |
6,0 |
12,0 |
Роликовые радиальные сферические однорядные по ГОСТ 24954-81 |
6′ |
2′ |
4′ |
6,0 |
12,0 |
Роликовые радиальные сферические двухрядные по ГОСТ 5721-75 |
6′ |
2′ |
4′ |
6,0 |
12,0 |
Роликовые упорные сферические по ГОСТ 9942-80 |
6′ |
2′ |
4′ |
6,0 |
12,0 |
Закрепительные и стяжные втулки, а также гайки с резьбой диаметром свыше 190мм, поставляемые в комплекте, допускается изготовлять с метрической резьбой.
Значения торцового биения Sd узкого торца гайки для закрепительных точеных втулок относительно резьбы должны быть не более указанных в табл. 104.
104. Значения торцового биения Sd узкого торца гайки, мм, не более
Номинальный диаметр резьбы гайки d, мм |
Резьба |
|
метрическая |
трапецеидальная |
|
От 10 до 50 включ. |
0,100 |
— |
Св. 50 » 120 » |
0,125 |
— |
» 120 » 200 » |
0,150 |
— |
» 200 » 240 » |
0,150 |
0,150 |
» 240 » 400 » |
0,175 |
0,175 |
» 400 » 630 » |
0,200 |
0,200 |
» 630 |
0,250 |
0,250 |
Предельные радиусы галтелей вала и корпуса
Основные размеры монтажных фасок колец подшипников и наибольшие предельные радиусы галтелей вала и корпуса установлены ГОСТ 3478-79 для радиальных, радиально-упорных, упорных шариковых и роликовых подшипников качения (рис. 44, 45 и табл. 105-107).
На рис. 44 и 45 обозначены: А — торцовая поверхность; Б — теоретическая окружность (с радиусом rsmin), за предел которой не должен выступать материал кольца; В — поверхность отверстия или наружная поверхность подшипника; rnom – номинальный размер координаты фаски; rsmin — наименьший предельный размер координаты фаски; rsmax — наибольший предельный размер координаты фаски; ramax – наибольший предельный размер радиуса галтели вала (рис. 45, а) или корпуса (рис. 45 б).
Рис. 44. Размеры монтажных фасок колец подшипников
Рнс. 45. Предельные размеры радиусов галтелей вала (а) и корпуса (б)
По согласованию с потребителем фаски подшипников допускается изготовлять прямыми под углом 45° и с координатами, указанными в табл. 105-107.
Допускается изготовлять подшипники с симметричными фасками в осевом и радиальном направлениях.
Контур фаски не должен выходить за предел теоретической окружности радиусом rsmin, сопрягающейся с поверхностями торца и отверстия (или наружной поверхностью) кольца.
Форма поверхности не регламентируется.
Размеры координат фасок упорных подшипников по табл. 107 установлены на фаски:
— наружной поверхности свободного кольца и поверхности отверстия тугого кольца одинарного подшипника со стороны наружного торца;
— поверхности отверстия среднего тугого кольца двойного подшипника со стороны обоих торцов.
105. Размеры координат монтажных фасок шариковых и роликовых радиальных, шариковых радиально-упорных подшипников и радиуса галтеля вала и корпуса, мм
rnom |
rsmin |
d |
rsmax в направлении |
rasmax |
||
Св. |
До |
радиальном |
осевом |
|||
0,1 |
0,05 |
— |
— |
0,1 |
0,2 |
0,05 |
0,15 |
0,08 |
— |
— |
0,16 |
0,3 |
0,08 |
0,2 |
0,1 |
— |
— |
0,2 |
0,4 |
0,1 |
о,з |
0,15 |
— |
— |
о,з |
0,6 |
0,15 |
0,4 |
0,2 |
— |
— |
0,5 |
0,8 |
0,2 |
0,5 |
0,3 |
|
40 |
0,6 |
1,0 |
0,3 |
0,5 |
0,3 |
40 |
— |
0,8 |
1,0 |
0,3 |
1,0 |
0,6 |
— |
40 |
1,0 |
2,0 |
0,6 |
1,0 |
0,6 |
40 |
— |
1,3 |
2,0 |
0,6 |
1,5 |
1,0 |
— |
50 |
1,5 |
3,0 |
1,0 |
1,5 |
1,0 |
50 |
— |
1,9 |
3,0 |
1,0 |
2,0 |
1,1 |
— |
120 |
2,0 |
3,5 |
1,1 |
2,0 |
1,1 |
120 |
— |
2,5 |
4,0 |
1,1 |
2,5 |
1,5 |
— |
120 |
2,3 |
4,0 |
1,5 |
2,5 |
1,5 |
120 |
— |
3,0 |
5,0 |
1,5 |
3,0 |
2,0 |
— |
80 |
3,0 |
4,5 |
2,0 |
3,0 |
2,0 |
80 |
220 |
3,5 |
5,0 |
2,0 |
3,0 |
2,0 |
220 |
— |
3,8 |
6,0 |
2,0 |
3,5 |
2,1 |
— |
280 |
4,0 |
6,5 |
2,1 |
3,5 |
2,1 |
280 |
— |
4,5 |
7 |
2,1 |
— |
2,5 |
— |
100 |
3,8 |
6 |
2,5 |
— |
2,5 |
100 |
280 |
4,5 |
6 |
2,5 |
— |
2,5 |
280 |
— |
5,0 |
7 |
2,5 |
4,0 |
3,0 |
— |
280 |
5,0 |
8 |
3,0 |
4,0 |
3,0 |
280 |
— |
5.5 |
8 |
3,0 |
5,0 |
4,0 |
|
— |
6,5 |
9 |
4,0 |
6,0 |
5,0 |
— |
— |
8,0 |
10 |
5,0 |
8,0 |
6,0 |
— |
— |
10,0 |
13 |
6,0 |
10 |
7,5 |
— |
— |
12,5 |
17 |
7,5 |
12,0 |
9,5 |
— |
— |
15 |
19 |
9,5 |
15.0 |
12 |
— |
— |
18 |
24 |
12 |
18,0 |
15 |
— |
— |
21 |
30 |
15 |
22,0 |
19 |
— |
— |
25 |
38 |
19 |
Примечание. Для подшипников с шириной колеи до 2мм включительно rsmaxв осевом направлении принимают равным rsmax в радиальном направлении.
106. Размеры координат монтажных фасок стороны широкого торца внутреннего и наружного колец роликовых конических подшипников и радиуса галтеля вала и корпуса, мм
rnom |
rsmin |
d или D |
rsmax в направлении |
rasmax |
||
Св. |
До |
радиальном |
осевом |
|||
0.5 |
0,3 |
— |
40 |
0,7 |
1,4 |
0,3 |
0,5 |
0,3 |
40 |
— |
0,9 |
1,6 |
0,3 |
0,8 |
0.5 |
— |
— |
1,2 |
1,2 |
0.5 |
1,0 |
0,6 |
— |
40 |
1,1 |
1,7 |
0,6 |
1.0 |
0,6 |
40 |
— |
1,3 |
2,0 |
0,6 |
1,2 |
0,9 |
— |
— |
1,7 |
1,7 |
0,9 |
1,5 |
1,0 |
— |
50 |
1,6 |
2,5 |
1,0 |
1,5 |
1,0 |
50 |
— |
1,6 |
2,5 |
1,0 |
2,0 |
1,5 |
— |
120 |
1,9 |
3,0 |
1,0 |
2,0 |
1,5 |
120 |
250 |
2,3 |
3,0 |
1,5 |
2,0 |
. 1,5 |
250 |
— |
2,8 |
3,5 |
1,5 |
2,5 |
2,0 |
— |
120 |
3,5 |
4,0 |
2,0 |
2,5 |
2,0 |
120 |
250 |
2,8 |
4,0 |
2,0 |
2,5 |
2,0 |
250 |
— |
3,5 |
4,5 |
2,0 |
3,0 |
2,5 |
— |
120 |
4,0 |
5,0 |
2,5 |
3,0 |
2,5 |
120 |
250 |
3,5 |
5,0 |
2,5 |
3,0 |
2.5 |
250 |
— |
4,0 |
5,5 |
2,5 |
3,5 |
3,0 |
— |
120 |
4,5 |
6,0 |
3,0 |
3,5 |
3,0 |
120 |
250 |
4,0 |
5,5 |
з,о |
3.5 |
3,0 |
250 |
400 |
4,5 |
6,5 |
3.0 |
3.5 |
3,0 |
400 |
— |
5,0 |
7,0 |
3.0 |
4,0 |
4,0 |
— |
120 |
5.5 |
7,5 |
4.0 |
4,0 |
4,0 |
120 |
250 |
5,0 |
7,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
250 |
400 |
5.5 |
7,5 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
400 |
— |
6,0 |
8,0 |
4.0 |
5,0 |
5.0 |
— |
180 |
6,5 |
8,5 |
5.0 |
5,0 |
5,0 |
180 |
— |
6,5 |
8 |
5.0 |
6,0 |
6.0 |
— |
180 |
7,5 |
9 |
6.0 |
6,0 |
6,0 |
180 |
— |
7,5 |
10 |
6.0 |
|
|
|
|
9,0 |
11 |
6.0 |
Значения rsmin, rsmax и rasmax, приведенные в табл. 105-107, применяют при новом проектировании подшипников и по заказу потребителя. В остальных случаях применяют значения rsmin, rsmax и rasmax, приведенные в табл. 108.
Радиусы галтелей валов и корпусов проверяют радиусомерами или специальными шаблонами.
107. Размеры координат монтажных фасок шариковых и роликовых упорных одинарных и двойных подшипников и радиуса галтеля вала и корпуса, мм
rnom |
rsmin |
rsmax* |
rasmax |
rnom |
rsmin |
rsmax* |
rasmax |
0,10 |
0,05 |
0,10 |
0,05 |
3,5 |
2,1 |
4,5 |
2,1 |
0,15 |
0,08 |
0,16 |
0,08 |
4,0 |
3,0 |
5,5 |
3,0 |
0,2 |
0,10 |
0,2 |
0,10 |
5,0 |
4,0 |
6,5 |
4,0 |
0,3 |
0,15 |
0,3 |
0,15 |
6,0 |
5,0 |
8,0 |
5,0 |
0,4 |
0,2 |
0,5 |
0,2 |
8,0 |
6,0 |
10,0 |
6,0 |
0,5 |
0,3 |
0,8 |
0,3 |
10,0 |
7,5 |
12,5 |
7,5 |
1,0 |
0,6 |
1,5 |
0,6 |
12 |
9,5 |
15 |
9,5 |
1,5 |
1,0 |
2,2 |
1,0 |
15 |
12 |
18 |
12 |
2,0 |
1,1 |
2,7 |
1,1 |
18 |
15 |
21 |
15 |
2,5 |
1,5 |
3,5 |
1,5 |
22 |
19 |
25 |
19 |
3,0 |
2,0 |
4,0 |
2,0 |
|
|
|
|
* Относится к радиальному и осевому направлениям.
108. Размеры координат монтажных фасок подшипников и наибольшие предельные радиусы галтелей вала и корпуса, мм
rnom |
rsmin |
rsmax |
rasmax |
rnom |
rsmin |
rsmax |
rasmax |
0,2 |
0,1 |
0,4 |
0,1 |
3,0 |
2,3 |
4,0 |
2,0 |
0,3 |
0,2 |
0,5 |
0,2 |
3,5 |
2,5 |
4,5 |
2,0 |
0,4 |
0,2 |
0J |
0,2 |
4,0 |
3,0 |
5,2 |
2,5 |
0,5 |
0,3 |
0,8 |
0,3 |
5,0 |
3,7 |
6,3 |
3,0 |
0,8 |
0,5 |
1,2 |
0,5 |
6,0 |
4,7 |
7,5 |
4,0 |
1,0 |
0,7 |
1,5 |
0,6 |
8,0 |
6,0 |
10,0 |
5,0 |
1,2 |
0,9 |
1,7 |
0,8 |
10,0 |
7,5 |
12,5 |
6,0 |
1,5 |
1,1 |
2.1 |
1,0 |
12.0 |
9,5 |
15,0 |
8,0 |
2,0 |
1.3 |
2,7 |
1,0 |
15,0 |
12,0 |
19 |
10 |
2,5 |
1,8 |
3,3 |
1,5 |
18,0 |
14,0 |
23 |
12 |