Общие сведения, основные определения
Методы расчета базовой статической грузоподъемности и статической эквивалентной нагрузки для подшипников качения установлены межгосударственным стандартом ГОСТ 18854-94 (ИСО 76-87).
При статическом нагружении повреждения подшипников проявляются в виде смятия рабочих поверхностей.
Приводимые в ГОСТ 18854-94 формулы и коэффициенты для расчета базовой статической расчетной грузоподъемности основаны на принятых в качестве расчетных значениях контактных напряжений.
В ГОСТ 18854-94 применяют следующие термины и определения в соответствии со стандартом ИСО 5593-84.
Статическая нагрузка — нагрузка, действующая на подшипник, кольца которого не вращаются относительно друг друга.
Базовая статическая радиальная грузоподъемность С0Г — статическая радиальная нагрузка, которая соответствует расчетным контактным напряжениям в центре наиболее тяжело нагруженной зоны контакта тела качения и дорожки качения подшипника, равным:
4600 МПа — для радиальных шариковых самоустанавливающихся подшипников;
4200 МПа — для всех других типов радиальных и радиально-упорных шариковых подшипников;
4000 МПа — для всех типов радиальных и радиально-упорных роликовых подшипников.
Возникающая при этих контактных напряжениях общая остаточная деформация тела качения и дорожки качения приблизительно равна 0,0001 диаметра тела качения.
Для однорядных радиально-упорных подшипников радиальная грузоподъемность соответствует радиальной составляющей нагрузки, вызывающей чисто радиальное смешение подшипниковых колец относительно друг друга.
Базовая статическая осевая грузоподъемность С — статическая центральная осевая нагрузка, которая соответствует расчетным контактным напряжениям в центре наиболее тяжело нагруженной зоны контакта тела качения и дорожки качения подшипника, равным:
4200МПа — для упорных и упорно-радиальных шариковых подшипников;
42000МПа — для всех упорных и упорно-радиальных роликовых подшипников. Возникающая при этих контактных напряжениях общая остаточная деформация тела качения и дорожки качения приблизительно равна 0,0001 диаметра тела качения.
Статическая эквивалентная радиальная нагрузка Роr — статическая радиальная нагрузка, которая должна вызвать такие же контактные напряжения в наиболее тяжело нагруженной зоне контакта тела качения и дорожки качения подшипника, как и в условиях действительного нагружения.
Статическая эквивалентная осевая нагрузка Роа — статическая центральная осевая нагрузка, которая должна вызвать такие же контактные напряжения в наиболее тяжело нагруженной зоне контакта тела качения и дорожки качения подшипника, как и в условиях действительного нагружения.
Диаметр ролика (для расчета грузоподъемности) Dwe — диаметр ролика в среднем сечении. Для конического ролика диаметр для расчета грузоподъемности равен среднему значению диаметров в теоретических точках пересечения поверхности качения с большим и малым торцами ролика. Для асимметричного бочкообразного ролика диаметр Dwe равен диаметру в точке контакта бочкообразного ролика с дорожкой качения кольца подшипника без бортика при нулевой нагрузке.
Длина ролика (для расчета грузоподъемности) Lwe — наибольшая теоретическая длина контакта ролика и той дорожки качения, где контакт является самым коротким. За длину контакта принимают расстояние между теоретическими точками пересечения поверхности качения и торцами ролика, за вычетом фасок ролика, или ширину дорожки качения, за вычетом галтелей (проточек). При этом выбирают меньшее значение.
Номинальный угол контакта а — угол между радиальным направлением и прямой линией, проходящей через точки контакта тел качения и колец в осевом сечении подшипника. Для дорожки качения с прямолинейной образующей — угол между радиальным направлением и линией, перпендикулярной к образующей дорожки качения наружного кольца.
Диаметр окружности центров тел качения Dpw. Диаметр окружности центров набора шариков — диаметр окружности, проходящей через центры шариков в одном ряду подшипника. Диаметр окружности центров набора роликов — диаметр окружности, проходящей через оси роликов в среднем сечении роликов в одном ряду подшипника.
Формулы для расчета базовой статической радиальной Сor (осевой Соа) грузоподъемности
Базовая статическая грузоподъемность в Н:
шариковых подшипников:
— радиальных и радиально-упорных
— одинарных или двойных упорных и упорно-радиальных
где f0 — коэффициент, зависящий от геометрии деталей подшипника и от принятого уровня напряжения (табл. 58); i — число рядов тел качения в подшипнике; Z -число шариков, воспринимающих нагрузку в одном направлении; Dw — диаметр шарика, мм.
роликовых подшипников:
— радиальных и радиально-упорных
— упорных и упорно-радиальных
где Dwe — диаметр ролика, мм; Lwe — длина ролика, мм; Z — число роликов, воспринимающих нагрузку в одном направлении.
Если ролики имеют различную длину, вместо (Z Lwe) подставляют сумму длин Lwe всех роликов, воспринимающих нагрузку в одном направлении.
58. Значения коэффициента f0 для шариковых подшипников
Dw cosα / Dpw |
f0 для шариковых подшипников |
|
||||
радиальных и радиально-упорных |
самоустанавливающихся |
упорных и упорно-радиальных |
|
|||
0,00 |
14,7 |
1,9 |
61,6 |
|
||
0,01 |
14,9 |
2,0 |
60,8 |
|
||
0,02 |
15,1 |
2,0 |
59,9 |
|
||
0,03 |
15,3 |
2.1 |
59,1 |
|
||
0,04 |
15.5 |
2,1 |
58,3 |
|
||
0,05 |
15,7 |
2,1 |
57,5 |
|
||
0,06 |
15,9 |
2,2 |
56,7 |
|
||
0,07 |
16,1 |
2,2 |
55,9 |
|||
0,08 |
16,3 |
2,3 |
55,1 |
|||
0,09 |
16,5 |
2,3 |
54,3 |
|||
0,10 |
16,4 |
2,4 |
53,5 |
|||
0,11 |
16,1 |
2,4 |
52,7 |
|||
0,12 |
15,9 |
2,4 |
51,9 |
|||
0,13 |
15,6 |
2,5 |
51,2 |
|||
0,14 |
15,4 |
2,5 |
50,4 |
|||
0,15 |
15,2 |
2,6 |
49,6 |
|||
0,16 |
14,9 |
2,6 |
48,8 |
|||
0,17 |
14,7 |
2,7 |
48,0 |
|||
0,18 |
14,4 |
2,7 |
47,3 |
|||
0,19 |
14,2 |
2,8 |
46,5 |
|||
0,20 |
14,0 |
2,8 |
45,7 |
|||
0,21 |
13,7 |
2,8 |
45,0 |
|||
0,22 |
13,5 |
2,9 |
44,2 |
|||
0,23 |
13,2 |
2,9 |
43,5 |
|||
0,24 |
13,0 |
3,0 |
42,7 |
|||
0,25 |
12,8 |
3,0 |
41,9 |
|||
0,26 |
12,5 |
3,1 |
41,2 |
|||
0,27 |
12,3 |
3,1 |
40,5 |
|||
0,28 |
12Д |
3,2 |
39,7 |
|||
0,29 |
11,8 |
3,2 |
39,0 |
|||
0,30 |
11,6 |
з,з |
38,2 |
|||
0,31 |
11,4 |
з,з |
37,5 |
|||
0,32 |
11,2 |
3,4 |
36,8 |
|||
0,33 |
10,9 |
3,4 |
36,0 |
|||
0,34 |
10,7 |
3,5 |
35,3 |
|||
0,35 |
10,5 |
3,5 |
34,6 |
|||
0,36 |
10,3 |
3,6 |
— |
|||
0,37 |
10,0 |
3,6 |
— |
|||
0,38 |
9,8 |
3,7 |
— |
|||
0,39 |
9,6 |
3,8 |
— |
|||
0,40 |
9,4 |
3,8 |
— |
|||
Примечания: 1. Значения f0 рассчитаны по формулам Герца, полученным условия первоначального точечного контакта с модулем упругости 2,07·105 МПа и коэффициентом Пуассона, равным 0,3.
2. Значения f0 вычислены для случая обычного распределения внешней силы между телами качения, при котором нагрузка на наиболее нагруженный шарик в шариковых радиальных и радиально-упорных подшипниках равна 5Fr /(Z cosa), а в шариковых упорных и упорно-радиальных подшипниках — Fa /(Zsina).
3. f0 для промежуточных значений Dw cosa / Dpw получают линейным интерполированием.
Комплект подшипников. Базовая статическая радиальная грузоподъемность для двух одинаковых однорядных шариковых и роликовых радиальных и радиально-упорных подшипников, установленных рядом на одном валу при расположении широкими или узкими торцами друг к другу и образующих общий подшипниковый узел, равна удвоенной номинальной грузоподъемности одного однорядного подшипника.
Базовая статическая радиальная грузоподъемность двух и более одинаковых однорядных шариковых и роликовых радиальных и радиально-упорных подшипников, установленных рядом на одном валу при расположении их по схеме «тандем» (последовательно) в случае их точного изготовления и равномерного распределения нагрузки равна номинальной грузоподъемности одного однорядного подшипника, умноженной на число подшипников.
Базовая статическая осевая грузоподъемность для двух и более одинаковых одинарных роликовых упорных и упорно-радиальных подшипников, установленных рядом на одном валу при расположении их по схеме «тандем» при условии их точного изготовления и равномерного распределения нагрузки, равна номинальной грузоподъемности одного одинарного подшипника, умноженной на число подшипников.
Формулы для расчета статической радиальной Роr (осевой Рoa) нагрузки
Статическая эквивалентная радиальная нагрузка для шариковых радиальных и радиально-упорных, роликовых радиально-упорных (а ≠ 0°) подшипников равна большему из двух значений, рассчитанных по формулам:
Por = X0Fr + Y0Fa; (5)
Por = Fr,
где Fr и Fa — соответственно радиальная и осевая нагрузка на подшипник, Н; X0 и Y0 -соответственно коэффициент статической радиальной и статической осевой нагрузки (табл. 59).
Для роликовых радиальных подшипников (а = 0°), которые воспринимают только радиальную нагрузку, Por = Fr
Статическую эквивалентную осевую нагрузку для шариковых и роликовых упорно-радиальных подшипников (а ≠ 90°) рассчитывают по формуле:
Poa = 2,3 Fr tgα + Fa, (7)
59. Значения коэффициентов Х0 и Y0
Тип подшипников |
X0 |
Y0 |
X0 |
Y0 |
|
для однорядных подшипников |
для двухрядных подшипников |
||||
Шариковые радиальные* |
0,6 |
0,5 |
0,6 |
0,5 |
|
Шариковые радиально-упорные при угле контакта а,° |
12 |
0,5 |
0,47 |
1,0 |
0,94 |
15 |
0,46 |
0,92 |
|||
20 |
0,42 |
0,84 |
|||
25 |
0,38 |
0,76 |
|||
30 |
0,33 |
0,66 |
|||
35 |
0,29 |
0,58 |
|||
40 |
0,26 |
0,52 |
|||
45 |
0,22 |
0,44 |
|||
шариковые и роликовые самоустанавливающиеся, а,° |
0,5 |
0,22 ctga |
1,0 |
0,44 ctga |
|
уликовые радиально-упорные конические |
0,5 |
0,22 ctgа |
1,0 |
0,44 ctga |
* — допустимое максимальное значение Fа/Cor зависит от конструкции подшипника (значения внутреннего зазора и глубины желоба).
Примечание. Значения Y0 для промежуточных углов контакта получают линейным интерполированием.
Формула действительна для двойных подшипников при всех соотношениях радиальной и осевой нагрузок.
Для одинарных подшипников, воспринимающих нагрузку в одном направлении, формула действительна в том случае, если значения Fr / Fа ≤ 0,44ctga , и дает вполне приемлемые значения Роа при Fr/Fa до 0,67ctga.
Для шариковых и роликовых упорных подшипников (а = 90°) Роа = Fa.
Комплекты подшипников. При расчете статической эквивалентной радиальной нагрузки для двух одинаковых однорядных радиальных шариковых и радиально-упорных шариковых и роликовых подшипников, установленных рядом на одном валу при расположении широкими или узкими торцами друг к другу и образующих общий подшипниковый узел, используют значения X0 и Y0 для двухрядных подшипников, а значения Fr и Fa принимают в качестве общей нагрузки, действующей на весь комплект.
При расчете статической эквивалентной радиальной нагрузки для двух и более одинаковых однорядных шариковых радиальных, шариковых и роликовых радиально-упорных подшипников, установленных рядом на одном валу по схеме «тандем», используют значения X0 и Y0 для однорядных подшипников, а значения Fr и Fa принимают в качестве общей нагрузки, действующей на весь комплект.
При расчете статической эквивалентной осевой нагрузки для двух или более одинаковых роликовых упорных и упорно-радиальных подшипников, установленных рядом на одном валу по схеме «тандем» (парный монтаж и монтаж нескольких подшипников), значения Fr и Fa принимают в качестве нагрузки, действующей на весь комплект.