Смазочный материал в подшипниках качения применяют в целях снижения трения скольжения и изнашивания в контакте тел качения с кольцами, сепаратором и сепаратора с направляющими бортиками колец. Он предохраняет тела качения, кольца и сепаратор от непосредственного контакта и коррозии, обеспечивает отвод теплоты.
Смазывание подшипников выполняют с помощью пластичных смазочных материалов и жидких масел. В некоторых случаях используют твердые смазочные материалы.
Выбор вида смазочного материала зависит от условий эксплуатации и главным образом от температуры подшипника, частоты вращения, действующих нагрузок, конструкции подшипника и подшипникового узла. При этом должны быть учтены специальные требования к моменту трения, сроку службы смазочного материала.
Для смазывания подшипников качения, работающих в обычных условиях, преимущественно применяют пластичные смазочные материалы, которые по сравнению с маслами обладают следующими достоинствами: не требуют сложных уплотнительных Устройств, имеют более высокие свойства «Щиты от коррозии, более экономичны.
Однако применение жидких смазочных материалов позволяет снизить момент трения, увеличить предельную частоту вращения в 1,2-1,5 раза. С их помощью происходит отвод теплоты и удаление продуктов износа. В узлах с упорно-радиальными роликовыми подшипниками предпочтительно применение жидких смазочных материалов.
Для подшипников работающих в условиях, при которых жидкие и пластичные смазочные материалы неприменимы (например вакуум, высокие и низкие температуры, агрессивные среды, радиоактивное излучение, оборудование пищевой и текстильной промышленности, оптические системы), используют твердые смазочные материалы.
Пластичные смазочные материалы состоят в основном из жидкой основы, загустителя и присадок, улучшающих эксплуатационные характеристики. Загуститель, на долю которого приходится 8-25% всей массы смазочного материала, образует трехмерный каркас, в ячейках которого удерживается масло. Поэтому при небольших нагрузках пластичный смазочный материал ведет себя как твердое тело: не растекается под действием собственных сил тяжести, удерживается на наклонных и вертикальных поверхностях. Природа и свойства загустителя оказывают большое влияние на эксплуатационные свойства смазочного материала.
Для подшипников применяют смазочные материалы на кальциевом, натриевом и литиевом загустителях. В качестве дисперсионной среды применяют минеральные и синтетические масла, а также их смеси.
Наиболее употребительные пластичные смазочные материалы и их основные эксплуатационные характеристики приведены в табл. 92, 93. Действующая на подшипник нагрузка и химическое старение ограничивают срок службы пластичных смазочных материалов.
Различают смазывание с постоянным количеством смазочного материала, рассчитанным на весь срок службы подшипника, и с периодическим добавлением и сменой смазочного материала. В первом случае срок службы смазочного материала равен или больше срока службы подшипников или цикла ремонта машин с вмонтированными в них подшипниками. К этому виду смазывания относятся закрытые подшипники, заполненные смазочным материалом при изготовлении. В подшипниках закрытого типа в основном используют смазочные материалы: ЦИАТИМ-201, Литол-24, ЛЗ-31, ОКБ-122-7, ЦИАТИМ-221, ВНИИНП-207. Эти же сорта могут быть рекомендованы для обычных подшипников.
В процессе эксплуатации подшипника запас пластичного смазочного материала при необходимости пополняют или заменяют. Время работы подшипника на одной закладке смазочного материала может изменяться в широком диапазоне.
Периодичность замены смазочного материала определяется в основном частотой вращения подшипника, его габаритами, конструкцией, сортом смазочного материала, эффективностью уплотнений.
92. Характеристики пластичных смазочных материалов общего назначения для подшипников качения
Смазочный материал |
Динамическая вязкость, Па·с, при t, °С |
Предел прочности, Па, при t, °С |
Рабочаятемпература,°С |
Заменители |
||
-15 |
0 |
50 |
80 |
|||
Для нормальных температур (гидратированные кальциевые солидолы) |
||||||
Солидолы синтетические: |
||||||
пресс-солидол С |
250 ÷ 600 |
≤ 100 |
≥ 100 |
— |
-40 ÷ 50 |
Солидол УС-1 |
солидол С |
300 ÷ 1000 |
≤ 200 |
≥ 200 |
— |
-30 ÷ 70 |
Солидол УС-2, пресс солидол Сп |
Солидолы жировые: |
||||||
пресс-солидол УС-1 |
150 ÷ 350 |
≤ 100 |
≥ 100 |
— |
-40 ÷ 50 |
Пресс-солидол С |
солидол УС-2 |
300 ÷ 600 |
≤ 250 |
≥ 200 |
— |
-30 ÷ 70 |
Солидол С |
Для повышенных температур (натриевые и натриево-кальцевые) |
||||||
Консталины жировые: |
||||||
консталин УТ-1 |
800 ÷ 1200 |
250 ÷ 500 |
300 ÷ 600 |
150 ÷ 300 |
-20 ÷ 120 |
Автомобильный |
консталин УТ-2 |
800 ÷ 1500 |
250 ÷ 500 |
1600 |
800 |
-20 ÷ 120 |
Автомобильный |
Автомобильный |
500 ÷ 700 |
200 |
≥ 180 |
100 ÷ 250 |
-20 ÷ 100 |
Консталин УТ-1 |
Для повышенных температур (литиевые) |
||||||
ВНИИНП-242 |
400 ÷ 1000 |
≤ 500 |
450 ÷ 650 |
≥ 100 |
-40 ÷ 110 |
Литол-24, -ЭШ-176 |
ЭШ-176 |
1200 ÷ 1700 |
500 ÷ 800 |
≤ 250 |
150 ÷ 400 |
-25 ÷ 110 |
Литол-24, ВНИИНП-242 |
93. Характеристики разных пластичных смазочных материалов для подшипников качения
Смазочный материал |
Динамическая вязкость, Па·с, при t, °С |
Предел прочности, Па, при t, °C |
Рабочая температура, °С |
Заменитель |
||
-15 |
0 |
50 |
80 |
|||
Многоцелевые |
||||||
Литол-24 |
800 + 1500 (при 30°С) |
80 ÷ 120 (при 20°С) |
400 ÷ 600 |
≥ 150 |
-40 ÷ 130 |
Фиол-3 |
Фиол-1 |
230 + 600 (при -20°С) |
50 ÷ 100 (при 20°С) |
200 ÷ 250 |
≥ 100 |
-40 ÷ 120 |
Фкол-2, Литол-24 |
Фиол-2 |
400 + 800 (при -20°С) |
80 ÷ 120 (при 20°С) |
200 ÷ 250 |
≥ 120 |
-40 ÷ 120 |
Фиол-3, Литол-24 |
фиол-3 |
800 ÷ 1500 (при -30°С) |
100 ÷ 150 (при 20°С) |
400 ÷ 600 |
≥ 200 |
-40 ÷ 130 |
Литол-24, Фиол-2 |
фиол-2м |
420 + 800 (при -20°С) |
80 ÷ 120 (при 20°С) |
300 ÷ 450 |
≥ 100 |
-40 ÷ 120 |
Литол-24 (с 2% MoS2) |
Высокотемпературные |
||||||
Униол-1 |
1000 ÷ 2000 (при -30°С) |
15 ÷ 30 (при 80°С) |
250 ÷ 600 |
150 ÷ 400 |
-30 ÷ 150 (кратковременно до 180) |
Литол-24 (до 130°С) |
ЦИАТИМ-221 |
≤ 800 (при -50°С) |
10 ÷ 30 (при 80°С) |
≥ 120 |
100 ÷ 150 |
-60 ÷ 160 (кратковременно до 180) |
ВНИИНП-207 |
ВНИИНП-257 |
200 (при -50°С) |
29 (при 20°С) |
80 ÷ 100 (при 20°С) |
≥ 80 (при 50ºС) |
-60 ÷ 150 |
ВНИИНП-274 |
ВНИИНП-274. |
290 (при -50°С) |
30 ÷ 60 (при 20°С) |
200 ÷ 350 (при 20°С) |
≥ 110 (при 50°С) |
-80 ÷ 130 |
ВНИИНП-257 |
Гироскопические |
||||||
ВНИИНП-228 |
3000 (при -50°С) |
15 ÷ 25 (при 20°С) |
50 ÷ 150 (при 20°С) |
50 ÷ 150 (при 50°С |
-45 ÷ 150 |
— |
ВНИИНП-260 |
4000 (при -30°С) |
20 ÷ 40 (при 20°С) |
110 ÷ 170 (при 20°С) |
50 ÷ 180 (при 50°С |
-20 ÷ 180 |
— |
Индустриальные |
||||||
Сиол |
200 (при -20°С) |
— |
140 ÷ 180 |
— |
-30 ÷ 130 |
ЦИАТИМ-20 |
Железнодорожные |
||||||
Железнодорожный ЛЗ-ЦНИИ |
1100 (при -30ºС) |
10 ÷ 20 (при 80°С) |
≥ 200 |
200 ÷ 300 |
-40 ÷ 110 |
ЖРО |
^^ роликовых подшипников ЖРО |
£ 2000 (при -30 °С) |
60 ÷ 80 (при 80°С) |
≥ 300 |
150 ÷ 250 |
-50 ÷ 120 |
Литол-24 |
Специализированные автомобильные |
||||||
ЛЗ-31 |
500 (при -15°С) |
75 (при 80°С) |
300 ÷ 400 |
250 ÷ 350 |
-40 ÷ 130 |
— |
№158 |
1000 (при -15°С) |
30 (при 80°С) |
> 120 |
50 ÷ 100 |
-30 ÷ 100 |
Литол-24 |
ВНИИНП-207 |
≤ 1400 (при -30°С) |
55 (при 50°С) |
200 ÷ 250 |
70 ÷ 110 |
-60 ÷ 180 (кратковременно до 200) |
ЦИАТИМ-221 |
ВНИИНП-231 |
≤ 550 (при -40°С) |
10 ÷ 50 (при 80°С) |
250 ÷ 400 |
> 100 |
-60 ÷ 250 (кратковременно до 300) |
— |
ВНИИНП-246 |
≤ 500(при -40°С) |
95 (при 50°С) |
250 ÷ 500 |
70 ÷ 250 |
-60 ÷ 200 (кратковременно до 250) |
— |
Специализированные автомобильные |
||||||
ПФМС-46 |
1000 ÷ 1500 |
10 ÷ 30 (при 80°С) |
100 ÷ 150 |
80 ÷ 150 |
-30 ÷ 300 (кратковременно до 400) |
ВНИИНП-2 |
Графитол |
250 ÷ 600 (при 0°С) |
35 (при 80°С) |
200 ÷ 500 |
200 ÷ 600 |
-15 ÷ 160 |
— |
Силикон |
≤ 550 (при 0°С) |
67,5 (при 80°С) |
≥ 500 |
300 ÷ 500 |
-40 ÷ 160 |
— |
Низкотемпературные |
||||||
ЦИАТИМ-201 |
2500 ÷ 3500 (при -60°С) |
80 ÷ 170 (при 0°С) |
250 ÷ 500 |
130 ÷ 250 |
-60 ÷ 90 |
ЦИАТИМ-2 |
ЦИАТИМ-203 |
2000 ÷ 4000 (при -50°С) |
100 ÷300 (при 0°С) |
≥ 250 |
150 ÷ 300 |
-50 ÷ 100 |
ЦИАТИМ-2 |
МС-70 |
2500 ÷ 5000 |
≤ 230 |
100 ÷ 300 |
≤ 50 |
-50 ÷ 65 |
ЦИАТИМ-2 |
Для электромеханических приборов |
||||||
ОКБ-122-7 |
≤ 1800 (при — 30°С) |
190 (при 20°С) |
1000 ÷ 1500 (при 20°С) |
≥ 150 (при 50°С) |
-40 ÷ 120 |
ЦИАТИМ-2 |
ЦИАТИМ-202 |
≤ 1500 (при -30°С) |
50 ÷ 80 (при 20°С) |
200 ÷ 300 (при 20°С) |
≥ 120 (при 50°С) |
-40 ÷ 120 |
ОКБ-122-7 |
Приближенно период tд, ч, между добавлением смазочного материала можно определить по формуле
где n — частота вращения, об/мин; d — диаметр отверстия подшипника, мм;
К, С — коэффициенты, зависящие от конструкции подшипника (табл. 94).
Количество смазочного материала в подшипнике определяется конструкцией подшипника и частотой его вращения. Для медленно вращающихся подшипников (отношение рабочей частоты вращения предельной n/nпр < 0,2) допустимо полное заполнение смазочным материалом подшипника и свободного пространства в корпуса. При более высокой частоте вращения (n/nпр = 0,2…0,8) свободное пространство в корпусе должно быть заполнено на 50-25%, а при n/nпр > 0,8 — не заполнено, заполняется только подшипник.
При прочих равных условиях стойкости смазочного материала в цилиндрических роликоподшипниках в 2 раза ниже, чем в шарикоподшипниках, а в конических и сферических роликовых — в 10 раз.
94. Значения коэффициентов К и С
Тип подшипника |
К |
С |
Радиальные шариковые и роликовые особо легких и легких серий диаметров Радиально-упорные шариковые легких серий диаметров и радиальные шариковые и роликовые средних серий диаметров Радиально-упорные шариковые средних серий диаметров, радиальные шариковые и роликовые тяжелых серий диаметров |
75 64 53 |
18 |
Двухрядные сферические роликовые и радиально-упорные конические роликовые легкой серии диаметров Радиально-упорные конические роликовые средней серии диаметров Двухрядные сферические роликовые средней серии диаметров и радиально-упорные конические роликовые тяжелой серии диаметров |
21 19 16 |
7 |
В качестве жидкого смазочного материала для подшипников в большинстве случаев используют очищенные минеральные (нефтяные) масла.
Жидкие синтетические масла (диэфирные, полиалкиленгликолевые, фтористо-углеродные, силиконовые) по сравнению с минеральными, имеют лучшие показатели по стабильности, вязкости и температуре застывания. Их применяют при крайне высоких или низких температурах и высоких частотах вращения.
Силиконовые масла используют при незначительных нагрузках, С/Р > 40. Основным недостатком синтетических смазочных материалов является более низкая стойкость при высоком давлении и более высокая стоимость.
В табл. 95 приведены основные эксплуатационные характеристики масел, применяемых для смазывания подшипников качения.
При выборе отдают предпочтение маслу, применяемому в сопряженных узлах (подшипники и зубчатые колеса смазывают обычно из общей масляной ванны). Применение масел с большей вязкостью целесообразно при больших нагрузках и малых скоростях.
При выборе масла необходимо учитывать размеры подшипника, действующую на него нагрузку и частоту вращения, а также его рабочую температуру. Рабочей температурой считается температура, которую можно измерить при работе узла на неподвижном кольце подшипника.
Для средних и крупных шарико- и роликоподшипников (кроме роликовых сферических, упорных и конических) при нормальных атмосферном давлении и температуре, невысоких нагрузках (С/Р > 10) и отношении рабочей частоты вращения к предельной n/nпр < 0,67 используют смазочное масло с рабочей кинематической вязкостью менее 12мм2/с.
Для быстроходных и малонагруженных подшипников допустимо применение масел меньшей вязкости. При этом предпочтительно применять масла с присадками, защищающими подшипники от коррозии и старения.
Для подшипников, работающих при высоких нагрузках (С/Р < 10), целесообразно применять противозадирные присадки. При смазывании масляным туманом используемое масло должно обеспечивать хорошее образование тумана и стойкость к окислению.
Для выбора масла в соответствии с требованиями условий эксплуатации целесообразно пользоваться номограммами (рис. 40 и 41). По среднему диаметру dm, мм, подшипника и частоте вращения n, об/мин, определяют требуемую вязкость v1 мм2/с, масла при рабочей температуре t (рис. 40), а затем — первоначальную v при обычно принятой при определении вязкости масла температуре 40°С (рис. 41).
Пример. Определить вязкость масла для смазывания подшипника со средним диаметром dm = 380мм при частоте вращения n = 500об/мин и рабочей температуре узла t = 70°С.
Решение. По номограмме рис. 40 определяем, что при dm = 380мм и n= 500об/мин вязкость v1 масла при рабочей температуре узла должна быть не ниже13мм2/с. По номограмме рис. 41 находим, что при рабочей температуре t= 70°С вязкость v1 = 13мм2/с будет у масла, имеющего при температуре t = 40°С вязкость v = 38мм2/с.
95. Основные эксплуатационные характеристики масел для подшипников качения
Марка масла |
Стандарт илиТУ |
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре, °С |
Температура, °С |
||
40 |
100 |
вспышки |
застывания |
||
Индустриальные масла |
|||||
И-5А |
ГОСТ 20799 |
6 ÷ 8 |
— |
140 |
-25 |
И-8А |
9÷11 |
— |
150 |
-20 |
|
И-12А |
13÷ 17 |
— |
170 |
-30 |
|
И-20А |
29÷35 |
— |
200 |
-15 |
|
И-ЗОА |
41 ÷ 51 |
— |
210 |
-15 |
|
И-40А |
61 ÷ 75 |
— |
220 |
-15 |
|
И-50А |
90÷ 110 |
— |
225 |
-15 |
|
Авиационные масла |
|||||
МС-14 |
ГОСТ 21743 |
— |
14 |
215 |
-30 |
МС-20 |
20,5 |
265 |
-18 |
||
МК-22 |
22 |
250 |
-14 |
||
Автомобильные масла |
|||||
M-8-B1 |
ГОСТ 17479.1 |
— |
8 |
200 |
-25 |
М-8-Г1 |
8 |
210 |
-30 |
||
М-63/10-Г1 |
10 |
210 |
-30 |
||
М-12-Г1 |
12 |
220 |
-25 |
||
М-8-Г2 |
8 |
200 |
-25 |
||
М-10-Г2 |
11 |
205 |
-15 |
||
М-8-Г2К |
8 |
200 |
-30 |
||
М-10-Г2К |
11 |
200 |
-15 |
||
Трансмиссионные масла |
|||||
ТМ-3-9 |
ГОСТ 17479.2 |
110÷ 120* |
10 |
128 |
-40 |
ТМ-3-18 |
15 |
180 |
-20 |
||
ТМ-5-18 |
17 |
200 |
-25 |
||
ТСп-15К |
16 |
180 |
-25 |
||
ТСп-14ГИП |
14 |
180 |
-25 |
||
ТСз-9ГИП |
ОСТ 88-10-1158-78 |
9 |
160 |
-50 |
|
ТСГИП |
ТУ38.101844-80 |
21 — 32 |
— |
-20 |
|
ТМ5-2рк |
12 |
180 |
-45 |
||
Турбинные масла |
|||||
Т22 |
— |
20 ÷ 23* |
— |
180 |
-15 |
Т30 |
28 ÷ 32* |
— |
180 |
-10 |
|
Т46 |
44 ÷ 48* |
— |
195 |
-10 |
|
Т57 (Турбо-редукторное) |
55 ÷ 59* |
— |
195 |
— |
|
Турбинные масла с присадками |
|||||
Тп-22 |
ГОСТ 9972 |
28,8 ÷ 35,2 |
— |
186 |
-15 |
Тп-30 |
41,4 ÷ 50,6 |
— |
190 |
-10 |
|
Тп-46 |
61,2 ÷ 74,8 |
— |
220 |
-10 |
|
Приборные масла |
|||||
МВП |
ГОСТ 1805 |
6,5 ÷ 8,0* |
— |
125 |
-60 |
Легированные масла |
|||||
ИГП-18 |
ТУ 38101413 |
7 ÷ 9* |
— |
— |
— |
ИГП-38 |
28 ÷ 31* |
— |
— |
— |
|
Легированные масла с противозадирной присадкой |
|||||
ИСп-40 |
ТУ 38101238 |
34,2 ÷ 40,5* |
— |
— |
— |
ИСп-110 |
109,5 ÷ 118,5* |
— |
— |
— |
|
Синтетические масла |
|||||
Смазочное 132-08 |
ГОСТ 18375 |
45 ÷ 57 при 20°С |
— |
173 |
-70 |
ВНИИНП-50-1-4ф |
ГОСТ 13076 |
3,2 |
204 |
-60 |
|
ИПМ-10 |
3,0 |
190 |
-50 |
||
МП 605 |
14 ÷ 20 |
200 |
-60 |
||
ВНИИНП-7 |
7,5 ÷ 8 |
210 |
-60 |
Значения кинематической вязкости указаны при эталонной температуре 50°С
Рис. 40. Номограмма для определения вязкости v1 масла при рабочей температуре по среднему диаметру dm подшипника и частоте n его вращения
Рис. 41. Номограмма для определения первоначальной вязкости v масла, обеспечивающей требуемую вязкость v1 при рабочей температуре t
Для большинства подшипников средних габаритов (кроме роликовых сферических, конических и роликовых упорных), работающих при нормальных условиях, рекомендуется применять масла с кинематической вязкостью при рабочей температуре v = 12мм2/с; для роликовых конических и сферических — v = 20мм2/с; для роликовых упорных — v = 30мм2/с. Масла с вязкостью менее 12мм2/с используют для высокоскоростных малогабаритных подшипников, особенно когда требуются небольшие пусковые моменты.
Если частота вращения подшипника не превышает 10об/мин, то применяют масла более высокой вязкости. Это относится также к тяжел она груженным подшипникам и подшипникам, работающим при высокой температуре. При значительных потерях на трение скольжения следует применять масла с противозадирными присадками.
Для крупных медленно вращающихся подшипников (бессепараторные, конические, сфероконические роликоподшипники) следует применять высоковязкие масла. При Dpwn≤ 1000мм·об/мин кинематическая вязкость масла должна быть 300 … 500мм2/с (при 50°С), а в Dpwn = 1000 … 10000мм·об/мин кинематическая вязкость масла должна быть v = 150 … 300мм2/с.
Для высокоскоростных подшипников работающих в условиях низких температур необходимо применять масла низкой вязкости.
Срок службы масла определяется только продолжительностью его рабы в узле, но и естественным старением, особенно при попадании в него пыли. Браковочными признаками служат увеличенное кислотное число (более 5мг на 1кг масла), повышенное содержание воды (более 1%) и наличие механических примесей (более 0,5%).
Интервал смены масла зависит от условий работы подшипника, качества масла, мер по его сохранению, а также от его количества. Для подшипников, работающей в масляной ванне при температуре до +50ºС и достаточно защищенных от внешних загрязнений, масло можно заменять один раз в год. При тяжелых условиях работы и температуре +100°С масло необходимо заменять не реже чем один раз в три месяца.
Способ подачи жидкого смазочного материала зависит от конструкции всего механизма и размещения в нем подшипникового узла, расположения вала с подшипниками (горизонтальное, вертикальное), частоты вращения подшипников, назначения механизма, требований к надежности смазочной системы, межремонтного периода и других условий эксплуатации.
Наиболее распространенные в подшипниковых узлах системы подачи масла: масляная ванна; с помощью фитилей и разбрызгивания; с помощью винтовых канавок, конических насадок, дозирующих масленок, периодическим впрыскиванием масляным туманом; воздушно-масляная.
Масло к подшипникам может подаваться без циркуляции его в узле и с циркуляцией (замкнутой или проточной).
Для подшипников, работающих в умеренных частотах вращения и горизонтальном расположении вала, применяется наиболее простые способы смазывания разбрызгиванием и с помощью масляной ванны. В последнем случае масло заливают в корпус так, чтобы его уровень был несколько ниже центра нижнего шарика и ролика. Если при разбрызгивании на подшипник подается слишком много масла от зубчатых передач, можно использовать маслоотражательные устройства.
Узел с вертикальным расположением вала можно смазывать с помощью конической насадки, расположенной в масляной ванне и подающей масло к подшипнику под действием центробежных сил, а также с помощью выполненных на валу винтовых канавок.
Смазывание с помощью капельных дозирующих масленок применяют для подшипниковых узлов как с горизонтальным, так и с вертикальным расположением вала. Как и при смазывании масляным туманом, этот способ обеспечивает удаление продуктов износа, а отработавшее масло повторно не используют.
В простейших случаях используют фитильное смазывание, обеспечивающее подачу масла в небольших дозированных количествах, причем фитиль выполняет роль надежного фильтра. Чаще фитиль располагают прилегающим к конусной шайбе на валу, распыляющей при своем вращении подсасываемое масло. Фитильное смазывание применяют для подшипников малых и средних размеров. Оно обеспечивает циркуляцию смазочного материала и вымывание продуктов износа, может быть использовано при вертикальном и горизонтальном положениях вала для подшипников, работающих при частотах вращения выше предельной.
Недостатками фитильного смазывания являются незначительная подача масла и малый отвод теплоты. Лучшими противоизносными качествами по сравнению с фитилями из ниток обладают фитили из фетра.
При фитильном смазывании кинематическая вязкость масла должна быть не более 55мм2/с.
В случае когда подшипник работает при высокой частоте вращения и значительных нагрузках, рекомендуют применять циркуляционное смазывание. При этом масло под давлением через форсунки подают в подшипник, затем его очищают, охлаждают и снова подают к подшипнику.
Смазывание масляным туманом, основанное на принципе пульверизации, в настоящее время находит самое широкое применение как для подшипниковых узлов, работающих при высокой частоте вращения (шлифовальные шпиндели и др.), так и для тяжелонагруженных узлов (подшипниковые опоры листопрокатных станов). Масляный туман образуют капельки масла диаметром 1 … 2мкм, распыленные в воздухе.
Преимущество смазывания масляным туманом заключается в минимальном расходе масла при интенсивном воздушном охлаждении подшипника. Кроме того, избыточное давление воздуха внутри подшипникового узла предохраняет опору от попадания в нее загрязнений извне.
Масляно-воздушные смазочные системы имеют преимущества по сравнению со смазыванием масляным туманом: более крупные капельки масла лучше налипают на поверхность подшипника и остаются на его рабочих поверхностях, и только незначительная часть масла с воздушным потоком попадает в окружающую среду. В масляно-воздущной смазочной системе масло периодически импульсным насосом подают в установку для образования масляно-воздушной смеси, которую затем впрыскивают в подшипник.
Для подшипников, работающих в условиях вакуума, коррозионных сред и высоких температур, а также при необходимости сохранения чистоты окружающей среды применяют твердые смазочные материалы. Возможно использование этих материалов в виде порошков, тонких покрытий или в виде самосмазывающегося конструкционного материала для изготовления сепараторов. Смазочный материал может быть размешен в специальных камерах и емкостях в самом подшипнике.
Наибольшее распространение в качестве твердых смазочных материалов имеют дисульфид молибдена, дисульфид вольфрама, графит, фторопласт, а также составленные на их основе композиции. Выпускают твердые смазочные материалы в виде порошков, паст, коллоидно-диспергированных или суспензированных в жидкостях и добавляемых в смазочные материалы или непосредственно наносимых на детали подшипников, в виде брикетов, применяемых для изготовления сепараторов. Применяют также металлические покрытия из свинца, серебра, никеля, кобальта, индия, золота.
Недостатками твердых смазочных материалов являются сравнительно высокие энергетические потери и повышенный износ. Одна из основных причин выхода из строя подшипников с твердыми смазочными материалами — разрушение сепаратора, которое наступает вследствие попадания продуктов износа на дорожки качения колец и износа перемычек. Как правило, подшипники с твердыми смазочными материалами имеют значительные ограничения по частотам вращения и нагрузкам.