Классы точности подшипников
ГОСТ 520—89 устанавливает классы точности подшипников (табл. 32). Перечень классов точности дан в порядке повышения точности.
32. Классы точности подшипников
Класс точности * |
Тип подшипника |
0, 6, 5, 4, 2, Т |
Шариковые и роликовые радиальные и шариковые радиально-упорные |
0, 6, 5, 4, 2 |
Упорные и упорно-радиальные |
0, 6Х, 6, 5, 4, 2 |
Роликовые конические |
* Дополнительные классы точности подшипников — 8 и 7 — ниже класса точности 0 установлены для применения по заказу потребителей в неответственных узлах.
Классы точности подшипников характеризуют значениями предельных отклонений размеров, формы, положения поверхностей подшипников.
В зависимости от наличия требований; по уровню вибрации или уровня других дополнительных технических требований установлены три категории подшипников — А, В, С.
К категории А относят подшипники классов точности 5, 4, 2, Т с одним из комплексных дополнительных требований по уровню вибраций, допускаемым отклонениям от круглости поверхностей качения, значениям осевого и радиального биений, соответствующих следующему, более высокому классу точности, моменту трения, контролю угла контакта и др.
К категории В относят подшипники классов точности 0, 6Х, 6, 5 с одним из дополнительных требований по уровню вибраций, допускаемым отклонениям от круглости поверхностей качения, значениям осевого и радиального биений, соответствующих следующему, более высокому классу точности, моменту трения, контролю угла контакта, повышенным требованиям по высоте, монтажной высоте и ширине подшипника.
К категории С относят подшипники классов точности 8, 7, 0, 6, к которым не предъявляют дополнительные требования, установленные для подшипников категорий А и В, а также другие требования, не указанные в ГОСТ 520-89.
Конкретные значения дополнительных технических требований устанавливают в технических условиях на подшипники категорий А, В, С или в конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
По заказу потребителя допускается изготовление подшипников определенного класса точности в соответствии с требованиями ГОСТ 520-89 без отнесения к категориям А, В, С, при этом дополнительные требования, предусмотренные для подшипников категорий А, В, С, не устанавливают.
Предельные отклонения
Установлены предельные отклонения размерных параметров: для подшипников:
— шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных;
— роликовых конических;
— закрытых шариковых и роликовых радиальных, шариковых радиально-упорных и роликовых конических;
— упорных;
— упорно-радиальных;
— классов точности 8 и 7-в технических условиях на подшипники категории С;
для конических отверстий с конусностью 1:12 внутренних колец подшипников (в том числе поставляемых в сборе с закрепительными или стяжными втулками).
Предельные отклонения наружного диаметра D1 упорного борта роликовых конических подшипников с упорным бортом на наружном кольце всех классов точности — h9 по ГОСТ 25347.
Номинальный угол уклона конического отверстия конусностью 1:12
а/2 = 2°23’9,4″ = 2,38594° = 0,041643рад.
Номинальный больший диаметр конического отверстия при ширине В кольца
d1 = d + В/12.
У сферических подшипников, принадлежащих к серии 4 или более широкой серии, конусность отверстия должна быть 1:30 (номинальный угол конуса а = 1º54’34,9″).
Наружные кольца и неразъемный комплект, состоящий из внутреннего кольца, сепаратора и шариков, разъемных радиально-упорных шарикоподшипников типа 6000, должны быть взаимозаменяемыми.
Съемные кольца роликовых радиальных подшипников и комплект, состоящий из кольца, сепаратора и роликов, могут быть как взаимозаменяемыми, так и невзаимозаменяемыми.
Наружные кольца, а также внутренние кольца с комплектом тел качения роликовых конических однорядных подшипников должны быть взаимозаменяемыми.
Предельные размеры монтажных фасок — по ГОСТ 3478.
Для оценки точности выполнения размеров и формы подшипников качения используют специальные обозначения и термины (табл. 33). Значения предельных отклонений приведены в табл. 34-50.
33. Обозначения и термины, относящиеся к размерам и точности изготовления
Термин |
Определение |
Номинальный диаметр отверстия (наружный диаметр) d (D) |
Диаметр отверстия (наружный диаметр), относительно которого определяют предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений |
Номинальный больший диаметр конического отверстия d1 |
Больший диаметр конического отверстия, относительно которого определяют предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений |
Номинальный диаметр отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника d2 |
Диаметр отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника, относительно которого определяют предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений |
Единичный диаметр отверстия (наружный диаметр) ds(Ds) |
Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной поверхности отверстия (наружной поверхности) радиальной плоскостью |
Отклонения единичного диаметра отверстия (наружного диаметра) ∆ds(∆Ds) |
Алгебраическая разность между единичным и номинальным диаметрами отверстия (наружными диаметрами) |
Единичный диаметр большего диаметра конического отверстия d1s |
Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной поверхности большего конического отверстия радиальной плоскостью |
Отклонение единичного диаметра большего диаметра конического отверстия ∆d1s |
Алгебраическая разность между единичным и номинальным диаметрами большего диаметра конического отверстия |
Средний диаметр отверстия (наружный диаметр) в единичном сечении dmp (Dmp) |
Среднее арифметическое наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия (наружных диаметров) в; одном и том же единичном сечении |
Отклонение среднего диаметра отверстия (наружного диаметра) в единичном сечении ∆dmp (∆Dmp) |
Алгебраическая разность между средним диаметром отверстия (наружным диаметром) в единичном сечении и номинальным диаметром отверстия (наружным диаметром) |
Средний диаметр большего диаметра конического отверстия в единичном сечении d1mp |
Среднее арифметическое наибольшего и наименьшего единичных диаметров большего диаметра конического отверстия в одном и том же единичном сечении |
Отклонение среднего диаметра большего диаметра конического отверстия в единичном сечении ∆d1mp |
Алгебраическая разность между средним диаметром в единичном сечении и номинальным значением большего диаметра конического отверстия |
Средний диаметр отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении d2mp |
Среднее арифметическое наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в одном и том же единичном сечении |
Отклонение среднего диаметра отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении ∆d2mp |
Алгебраическая разность между средним диаметром в единичном сечении и номинальным диаметром отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника |
Отклонение конусности ∆d1mp — ∆dmp (∆d1s — ∆ds) |
Разность отклонений средних диаметров в единичных сечениях большего диаметра и диаметра конического отверстия. (Разность отклонений единичных диаметров большего диаметра и диаметра конического отверстия) |
Непостоянство единичного диаметра отверстия (наружного диаметра) в единичном сечении Vdp (VDp) |
Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия (наружными диаметрами) в единичном сечении |
Непостоянство единичного диаметра отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении Vd2p |
Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном печении |
Непостоянство среднего диаметра отверстия (наружного диаметра) Vdmp(VDmp) |
Разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами в единичных сечениях Примечание. Частным случаем непостоянства среднего диаметра отверстия (наружного диаметра) является конусообразность, определяемая как разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами отверстия (наружными диаметрами) в крайних сечениях |
Номинальная ширина (монтажная высота) подшипника В, С (T) |
Размер ширины (монтажной высоты) подшипника, относительно которого определяются предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений Примечание. Символ В применяют в том случае, когда номинальной шириной подшипника является расстояние между торцами внутреннего кольца или когда ширины внутреннего и наружного колец подшипника одинаковы и их теоретические торцы лежат в одной плоскости; символ С — для обозначения ширины подшипника, являющейся расстоянием между торцами наружного кольца; символ Т — для обозначения расстояния между торцом внутреннего кольца и противоположным торцом наружного кольца |
Номинальная ширина внутреннего (наружного) кольца В (С) |
Размер ширины кольца, относительно которого определяются предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений |
Единичная ширина кольца Вs,Cs |
Расстояние между точками пересечения торцов кольца подшипника с прямой, перпендикулярной к плоскости, касательной к базовому торцу кольца |
Отклонение единичной ширины кольца ∆Bs, ∆Cs |
Алгебраическая разность между единичной и номинальной ширинами кольца |
Непостоянство единичной ширины кольца VBs, VCs |
Разность между наибольшей и наименьшей единичными ширинами отдельного кольца |
Действительная монтажная высота подшипника Ts |
Расстояние между точками пересечения оси подшипников с днумя плоскостями, касательными к действительным базовым торцам колец, ограничивающим ширину подшипника, когда один торец внутреннего кольца и один торец наружного кольца установлены для ограничения ширины подшипника Примечание. Монтажная высота конического однорядного подшипника определяется при условии наличия контакта дорожек качения наружного и внутреннего колеи и упорного бортика широкого торца внутреннего кольца со всеми роликами |
Отклонение действительной монтажной высоты подшипника ∆Тs |
Алгебраическая разность между действительной и номинальной монтажными высотами подшипника |
Радиальное биение внутреннего кольца радиального и радиально-упорного подшипника в сборе |
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на наружной цилиндрической поверхности подшипника до поверхности отверстия при вращении внутреннего кольца. В направлении указанной неподвижной точки тела качения должны быть в контакте с дорожками качения колец, а у конического подшипника и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца. |
Радиальное биение наружного кольца радиального и радиально-упорного подшипника в сборе Кеа |
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на поверхности отверстия внутреннего кольца до наружной цилиндрической поверхности подшипника при вращении наружного кольца. В направлении указанной неподвижной точки тела качения должны быть в контакте с дорожками качения колец, а у конического подшипника и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца |
Осевое биение дорожки качения внутреннего кольца шарикового радиального (радиально-упорного) подшипника в сборе (шариковый подшипник с желобом) Sia |
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца внутреннего кольца до точки, неподвижно связанной с наружным кольцом, на расстоянии от оси подшипника равном половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца при вращении внутреннего кольца. Дорожки качения наружного и внутреннего колец должны быть в контакте со всеми шариками |
Осевое биение дорожки качения наружного кольца шарикового радиального (радиально-упорного) подшипника в сборе (шариковый подшипник с желобом) Sea |
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца наружного кольца до точки, неподвижно связанной с внутренним кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном половине диаметре дорожки качения наружного кольца при вращении наружного кольца. Дорожки качения наружного и внутреннего колей должны быть в контакте со всеми шариками |
Торцовое биение базового торца внутреннего кольца Sd |
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца до радиальной плоскости на расстоянии, равном половине; диаметра дорожки качения внутреннего кольца |
Осевое биение дорожки качения внутреннего кольца роликового конического подшипника в сборе Sia |
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от широкого торца внутреннего кольца до точки, неподвижно связанной с наружным кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипники, равном половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца при вращении внутреннего кольца. Дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами |
Осевое биение дорожки качения наружного кольца роликового конического подшипника в сборе Sea |
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от широкого торца наружного кольца до точки, неподвижно связанной с внутренним кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном половине диаметра дорожки качения наружного кольца при вращении наружного кольца. Дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами |
Отклонение от перпендикулярности образующей наружной цилиндрической поверхности относительно базового торца SD |
Наибольшее изменение относительного положения в радиальном направлении, параллельном плоскости, касательной к базовому торцу наружного кольца, точек, расположенных на общей образующей наружной цилиндрической поверхности на расстоянии от торцов, равном наибольшему предельному осевому размеру фаски |
Осевое биение дорожки качения тугого (свободного) кольца упорного подшипника Si, (Se) |
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от середины дорожки качения до опорного торца кольца |
34. Предельные отклонения (мкм) внутренних колец шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 0
d, мм |
∆dmpнижнее*2 |
∆ds*1 |
Vdpдля серии диаметров |
Vdmp |
Kid |
Sd |
Sia*3 |
∆Bsнижнее*2 дляподшипника |
VBs, неболее |
||||
верхнее |
нижнее |
0;8;9 |
1;7 |
2(5); 3(6); 4 |
одинарного |
сдвоенного*4(комплектного) |
|||||||
не более |
|||||||||||||
10 ÷ 18 |
-8 |
+3 |
-11 |
10 |
8 |
6 |
6 |
10 |
20 |
24 |
-120 |
-250 |
20 |
18 ÷ 30 |
-10 |
+ 3 |
-13 |
13 |
10 |
8 |
8 |
13 |
20 |
24 |
-120 |
-250 |
20 |
30 ÷ 50 |
-12 |
+3 |
-15 |
15 |
12 |
9 |
9 |
15 |
20 |
24 |
-120 |
-250 |
20 |
50 ÷ 80 |
-15 |
+4 |
-19 |
19 |
19 |
11 |
11 |
20 |
25 |
30 |
-150 |
-380 |
25 |
80 ÷ 120 |
-20 |
+5 |
-25 |
25 |
25 |
15 |
15 |
25 |
25 |
30 |
-200 |
-380 |
25 |
*1Двухточечное измерение подшипников серии диаметров 8; 9; 1; 2 (5); 3 (6) и 4; 1 при d≤ 40мм; 2 (5) при d≤ 180мм.
*2Верхнее предельное отклонение равно нулю.
*3Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников, кроме сферических.
*4Для колец подшипников, предназначенных для сдвоенных или комплектных подшипников.
Примечания: 1. Наибольший предельный размер ширины внутреннего кольца подшипников с коническим отверстием не должен превышать номинальный размер.
2. Непостоянство ширины внутренних колец сферических подшипников с коническим отверстием не контролируют.
3. Радиальное биение внутренних колец подшипников с коническим отверстием, предназначенных для монтажа на закрепительных и стяжных втулках, не должно превышать 150% значения, указанного в таблице, а значение ∆dmp устанавливается со знаком плюс и равным 300% табличного значения. При этом непостоянство диаметра отверстия в единичном сечении не превышать поле допуска единичного диаметра отверстия Δds, указанного в таблице.
35. Предельные отклонения и биения (мкм) наружных колец шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 0
D, мм |
∆Dmpнижнее*1 |
∆Ds*2 |
VDpдля подшипников |
VDmp |
Kea |
Sea*3 |
||||
открытого |
закрытого |
|||||||||
серии диаметров |
||||||||||
верхнее |
нижнее |
0;8;9 |
1;7 |
2(5); 3(6); 4 |
2(5); 3(6); 4 |
|||||
не более |
||||||||||
6 ÷18 |
-8 |
+2 |
-10 |
10 |
8 |
6 |
10 |
6 |
15 |
40 |
18 ÷ 30 |
-9 |
+2 |
-11 |
12 |
9 |
7 |
12 |
7 |
15 |
40 |
30 ÷ 50 |
-11 |
+ 3 |
-14 |
14 |
11 |
8 |
16 |
8 |
20 |
40 |
50 ÷ 80 |
-13 |
+4 |
-17 |
16 |
13 |
10 |
20 |
10 |
25 |
40 |
80 ÷ 120 |
-15 |
+5 |
-20 |
19 |
19 |
11 |
26 |
11 |
35 |
45 |
120 ÷ 150 |
-18 |
+6 |
-24 |
23 |
23 |
14 |
30 |
14 |
40 |
50 |
150 ÷ 180 |
-25 |
+7 |
-32 |
31 |
31 |
19 |
38 |
19 |
45 |
60 |
180 ÷ 250 |
-30 |
+8 |
-38 |
38 |
38 |
23 |
— |
23 |
50 |
70 |
*1 Верхние предельные отклонения равны нулю.
*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8, 9; 1; 2 (5); 3(6) и 4; для серий диаметров 8 и 9 при D≤ 22мм; 1 при D≤ 80мм, 2(5) при D≤ 315мм. Значения, приведении в таблице, недействительны для закрытых подшипников.
*3 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).
Примечание. ΔСs = ΔBs, VCs = VBs того же подшипника (см. табл. 34).
36. Предельные отклонения и биения (мкм) внутренних колец шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 6
d, мм |
∆dmpнижнее*1 |
∆ds*2 |
Vdpдля серии диаметров |
Vdmp |
Kia |
Sd |
Sia*3 |
ΔBs*1 нижнее дляподшипника |
VBs, неболее |
||||
верхнее |
нижнее |
0; 8; 9 |
1;7 |
2(5); 3(6); 4 |
одинарного |
сдвоенного(комплектного*4) |
|||||||
не более |
|||||||||||||
10 ÷ 18 |
-7 |
+ 1 |
-8 |
9 |
7 |
5 |
5 |
7 |
10 |
12 |
-120 |
-250 |
10 |
18 ÷ 30 |
-8 |
+ 1 |
-9 |
10 |
8 |
6 |
6 |
8 |
10 |
12 |
-120 |
-250 |
10 |
30÷ 50 |
-10 |
+ 1 |
-11 |
13 |
10 |
8 |
8 |
10 |
10 |
12 |
-120 |
-250 |
10 |
50 ÷ 80 |
-12 |
+2 |
-14 |
15 |
15 |
9 |
9 |
10 |
12 |
15 |
-150 |
-380 |
12 |
80 ÷ 120 |
-15 |
+3 |
-18 |
19 |
19 |
11 |
11 |
13 |
12 |
15 |
-200 |
-380 |
12 |
*1 Верхние предельные отклонения равны нулю.
*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9; 1; 2(5); 3(6) и 4; 1 при d≤ 60мм.
*3 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).
*4 Для колец подшипников, предназначенных для сдвоенных или комплектных подшипников
Примечания: 1. Наибольший предельный размер ширины внутреннего кольца подшипников с коническим отверстием не должен превышать номинальный размер.
2. Непостоянство ширины внутренних колец сферических подшипников с коническим отверстием не контролируют.
3. При использовании параметра Δds конусообразность отверстий шариковых и роликовых подшипников — не более 50% допуска на dmp.
37. Предельные отклонения и биения (мкм) наружных колец шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 6
D,мм |
∆Dmpнижнее*1 |
∆Ds*2 |
VDp*3для подшипников |
VDmp |
Kea |
Sea*4 |
VCs |
||||
открытого |
закрытого |
||||||||||
серии диаметров |
|||||||||||
верхнее |
нижнее |
0; 8; 9 |
1;7 |
2(5); 3(6); 4 |
1; 7; 2(5); 3(6); 4 |
||||||
не более |
|||||||||||
6 ÷18 |
-7 |
+ 1 |
-8 |
9 |
7 |
5 |
9 |
5 |
8 |
20 |
15 |
18 ÷ 30 |
-8 |
+ 1 |
-9 |
10 |
8 |
6 |
10 |
6 |
9 |
20 |
20 |
30 ÷ 50 |
-9 |
+ 2 |
-11 |
11 |
9 |
7 |
13 |
7 |
10 |
20 |
20 |
50 ÷ 80 |
-11 |
+2 |
-13 |
14 |
11 |
8 |
16 |
8 |
13 |
20 |
20 |
80 ÷ 120 |
-13 |
+2 |
-15 |
16 |
16 |
10 |
20 |
10 |
18 |
22 |
25 |
120 ÷ 150 |
-15 |
+3 |
-18 |
19 |
19 |
11 |
25 |
11 |
20 |
25 |
25 |
150 ÷ 180 |
-18 |
+3 |
-21 |
23 |
23 |
14 |
30 |
14 |
23 |
30 |
30 |
180 ÷ 250 |
-20 |
+4 |
-24 |
25 |
25 |
15 |
— |
15 |
25 |
35 |
30 |
*1 Верхнее предельное отклонение равно нулю.
*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9; 1; 2(5); 3(6) и 4; для серии диаметров 8 и 9 при D≤ 22мм; 1 при D≤ 95мм. Значения недействительны для закрытых подшипников.
*3 Для колец до монтажа упорного пружинного кольца и защитной шайбы или после их снятия.
*4 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).
Примечание. ΔСs = ΔBs, того же подшипника (см. табл. 36).
38. Предельные отклонения и биения (мкм) внутренних колец шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиальио-упорных подшипников класса точности 5
d, мм |
∆dmp |
∆ds*2 |
Vdp для серии диаметров |
Vdmp |
Kia |
Sd |
Sia*3 |
ΔBsнижнее*1 дляподшипника |
VBs, неболее |
||
0;8;9 |
1; 7; 2(5); 3(6); 4 |
одинарного |
сдвоенного(комплектного)*4 |
||||||||
нижнее*1 |
Неболее |
||||||||||
10 ÷ 18 |
-5 |
-5 |
5 |
4 |
3 |
4 |
7 |
7 |
-80 |
-250 |
5 |
18÷30 |
-6 |
-6 |
6 |
5 |
3 |
4 |
8 |
8 |
-120 |
-250 |
5 |
30÷50 |
-8 |
-8 |
8 |
6 |
4 |
5 |
8 |
8 |
-120 |
-250 |
5 |
50÷80 |
-9 |
-9 |
9 |
7 |
5 |
5 |
8 |
8 |
-150 |
-250 |
6 |
90 ÷120 |
-10 |
-10 |
10 |
8 |
5 |
6 |
9 |
9 |
-200 |
-380 |
7 |
*1 Верхние предельные отклонения равны нулю.
*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9; 1; 7; 2 (5); 3(6) и 4.
*3 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).
*4 Для колец подшипников, предназначенных для сдвоенных или комплектных подшипников
Примечание. При использовании параметра Δds непостоянство единичного диаметра и конусообразность отверстий шариковых и роликовых подшипников — не более 50% допуска на dmp
39. Предельные отклонения и биения (мкм) наружных колец шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 5
D, мм |
∆Dmp |
∆Ds*2 |
VDp*3для серии диаметров |
VDmp |
Kea |
SD |
Sea*4 |
VCs |
|
0;8;9 |
1; 7; 2(5); 3(6); 4 |
||||||||
нижнее*1 |
неболее |
||||||||
6 ÷ 18 |
-5 |
-5 |
5 |
4 |
3 |
5 |
8 |
8 |
5 |
18 ÷ 30 |
-6 |
-6 |
6 |
5 |
3 |
6 |
8 |
8 |
5 |
30 ÷ 50 |
-7 |
-7 |
7 |
5 |
4 |
7 |
8 |
8 |
5 |
50 ÷ 80 |
-9 |
-9 |
9 |
7 |
5 |
8 |
8 |
10 |
6 |
80 ÷ 120 |
-10 |
-10 |
10 |
8 |
5 |
10 |
9 |
11 |
8 |
120 ÷ 150 |
-11 |
-11 |
11 |
8 |
6 |
И |
10 |
13 |
8 |
150 ÷ 180 |
-13 |
-13 |
13 |
10 |
7 |
13 |
10 |
14 |
8 |
180 ÷ 250 |
-15 |
-15 |
15 |
11 |
8 |
15 |
11 |
15 |
10 |
*1 Верхние предельные отклонения равны нулю.
*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9; 1; 7; 2 (5); 3(6) и 4; для серии диаметров 8 и 9 при D≤ 22мм. Значения недействительны для закрытых подшипников.
*3 Значения недействительны для закрытых подшипников.
*4 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).
Примечание. ΔСs = ΔBsтого же подшипника (см. табл. 38).
40. Предельные отклонения, мкм, внутренних колец роликовых конических подшипников класса точности 0 категории С (нормальная точность)
d, мм |
∆dmp |
∆ds* |
Vdp |
Vdmp |
Kia |
Sd |
ΔBs |
ΔTs |
||||
верхн. |
нижн. |
верхн. |
нижн. |
не более |
верхн. |
нижн. |
верхн. |
нижн. |
||||
От 10 до 18 включ. |
0 |
-12 |
+ 3 |
-15 |
12 |
9 |
15 |
20 |
0 |
-200 |
+250 |
-250i |
Св. 18 » 30 » |
-12 |
+ 3 |
-15 |
12 |
9 |
18 |
20 |
-200 |
+250 |
-250. |
||
» 30 » 50 » |
-12 |
+ 3 |
-15 |
12 |
9 |
20 |
20 |
-240 |
+250 |
-250 |
||
» 50 » 80 » |
-15 |
+4 |
-19 |
15 |
11 |
25 |
25 |
-300 |
+250 |
-25№ |
||
» 80 » 120 » |
-20 |
+ 5 |
-25 |
20 |
15 |
30 |
25 |
-400 |
+ 500 |
-500| |
* Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 — d≤ 40мм, 2(5) – d≤ 180мм.
41. Предельные отклонения, мкм, внутренних колец роликовых конических подшипников класса точности 0 категории С (повышенная точность)
d, мм |
Δdmр |
∆ds* |
Vdp |
Vdmp |
Kia |
Sd |
ΔBs |
ΔTs |
||||
верхн. |
нижн. |
верхн. |
нижн. |
не более |
верхн. |
нижн. |
верхн. |
нижн.. |
||||
От 10 до 18 включ. |
0 |
-8 |
+3 |
-11 |
8 |
6 |
15 |
20 |
0 |
-120 |
+200 |
0 |
Св. 18 » 30 » |
-10 |
+3 |
-13 |
10 |
7,5 |
18 |
20 |
-120 |
+200 |
0 |
||
» 30 » 50 » |
-12 |
+3 |
-15 |
12 |
9 |
20 |
20 |
-120 |
+200 |
0 |
||
» 50 » 80 » |
-15 |
+4 |
-19 |
15 |
11 |
25 |
25 |
-150 |
+200 |
0 |
||
» 80 » 120 » |
-20 |
+5 |
-25 |
20 |
15 |
30 |
25 |
-200 |
+200 |
-200 |
* Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для cерий диаметров 1 — d≤ 40мм, 2(5) – d≤ 180мм.
42. Предельные отклонения, мкм, внутренних колец роликовых конических подшипников класса точности 0 категории В
d, мм |
Δdmр |
∆ds* |
Vdp |
Vdmp |
Kia |
Sd |
ΔBs |
ΔTs |
ΔTis |
|||||
верхн. |
нижн. |
верхн. |
нижн. |
не более |
верхн. |
нижн. |
верхн. |
нижн. |
верхн. |
нижн. |
||||
От 10 до 18 включ. |
0 |
-8 |
+3 |
-11 |
8 |
6 |
15 |
20 |
0 |
-120 |
+200 |
0 |
+ 100 |
0 |
Св. 18 » 30 » |
-10 |
+3 |
-13 |
10 |
7,5 |
18 |
20 |
-120 |
+200 |
0 |
+ 100 |
0 |
||
» 30 » 50 » |
-12 |
+3 |
-15 |
12 |
9 |
20 |
20 |
-120 |
+200 |
0 |
+ 100 |
0 |
||
» 50 » 80 » |
-15 |
+4 |
-19 |
15 |
11 |
25 |
25 |
-150 |
+200 |
0 |
+ 100 |
0 |
||
» 80 » 120 » |
-20 |
+ 5 |
-25 |
20 |
15 |
30 |
25 |
-200 |
+200 |
-200 |
+ 100 |
-100 |
* Для подшипников серий диаметров 1; 2{5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 — d≤ 40мм, 2(5) – d≤ 180мм.
43. Предельные отклонения, мкм, наружных колец роликовых конических подшипников класса точности 0 категории С
D, мм |
ΔDmp |
ΔDs* |
VDp |
VDmp |
Kea |
||
верхн. |
нижн. |
верхн. |
нижн. |
не более |
|||
От 18 до 30 включ. |
0 |
-12 |
+2 |
-14 |
12 |
9 |
18 |
Св. 30 » 50 » |
-14 |
+3 |
-17 |
14 |
11 |
20 |
|
» 50 » 80 » |
-16 |
+4 |
-20 |
16 |
12 |
25 |
|
» 80 » 120 » |
-18 |
+5 |
-23 |
18 |
14 |
35 |
|
» 120 » 150 » |
-20 |
+6 |
-26 |
20 |
15 |
40 |
|
» 150 » 180 » |
-25 |
+7 |
-32 |
25 |
19 |
45 |
|
» 180 » 250 » |
-30 |
+8 |
-38 |
30 |
23 |
50 |
* Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 — D≤ 80мм, 2 – D≤ 315мм.
Примечание. Предельные отклонения ширины колец не нормированы. Однако наибольший размер ширины колец не должен превышать номинальный размер.
44. Предельные отклонения, мкм, наружных колец роликовых конических подшипников класса точности 0 категории С (повышенная точность)
D, мм |
ΔDmp |
ΔDs* |
VDp |
VDmp |
Kea |
||
верхн. |
нижн. |
верхн. |
нижн. |
не более |
|||
От 18 до 30 включ. |
0 |
-9 |
+2 |
-11 |
9 |
6 |
18 |
Св. 30 » 50 » |
-11 |
+3 |
-14 |
11 |
8 |
20 |
|
» 50 » 80 » |
-13 |
+4 |
-17 |
13 |
9 |
25 |
|
» 80 » 120 » |
-15 |
+5 |
-20 |
15 |
11 |
35 |
|
» 120 » 150 » |
-18 |
+6 |
-24 |
18 |
14 |
40 |
|
» 150 » 180 » |
-25 |
+7 |
-32 |
25 |
19 |
45 |
|
» 180 » 250 » |
-30 |
+8 |
-38 |
30 |
23 |
50 |
* Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для серий диаметров1 — D≤ 80мм, 2 – D≤ 315мм.
Примечание. Предельные отклонения ширины колец не нормированы. Однако наибольший размер ширины колец не должен превышать номинальный размер.
45. Предельные отклонения, мкм, наружных класса точности колец роликовых конических подшипников 0 категория В
D, мм |
ΔDmp |
ΔDs* |
VDp |
VDmp |
Kea |
∆Cs |
ΔT2s |
||||
верхн. |
нижн. |
верхн. |
нижн. |
не более |
верхн. |
нижн. |
верхн. |
нижн. |
|||
От 18 до 30 включ. |
0 |
-9 |
+2 |
-11 |
9 |
6 |
18 |
Равно ΔBsтого же подшипника |
+ 100 |
0 |
|
Св. 30 » 50 » |
-11 |
+ 3 |
-14 |
11 |
8 |
20 |
+ 100 |
0 |
|||
» 50 » 80 » |
-13 |
+4 |
-17 |
13 |
9 |
25 |
+ 100 |
0 |
|||
» 80 » 120 » |
-15 |
+5 |
-20 |
15 |
11 |
35 |
+ 100 |
0 |
|||
» 120 » 150 » |
-18 |
+6 |
-24 |
18 |
14 |
40 |
+100 |
0 |
|||
» 150 » 180 » |
-25 |
+7 |
-32 |
25 |
19 |
45 |
+200 |
-100 |
|||
» 180 » 250 » |
-30 |
+8 |
-38 |
30 |
23 |
50 |
+200 |
-100 |
* Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 — D≤ 80мм, 2 – D≤ 315мм.
46. Предельные отклонения, мкм, тугих колец упорных и упорно-радиальных подшипников
d, d2, мм |
Классы точности 0, 6,5 |
Классы точности 4 и 2 |
||
Δdmр, Δd2mр нижние |
Vdp, Vd2p неболее |
Δdmр, Δd2mр нижние |
Vdp, Vd2p неболее |
|
Менее 18 |
-8 |
6 |
-7 |
5 |
18 ÷ 30 |
-10 |
8 |
-8 |
6 |
30÷ 50 |
-12 |
9 |
-10 |
8 |
50 ÷ 80 |
-15 |
11 |
-12 |
9 |
80÷ 120 |
-20 |
15 |
-15 |
11 |
* Верхние предельные отклонения равны нулю.
47. Предельные отклонения, мкм, свободных колец упорных и упорно-радиальных подшипников
D, мм |
Классы точности 0, 6,5 |
Классы точности 4 и 2 |
||
ΔDmp, нижние* |
Vdp, не более |
ΔDmp, нижние* |
Vdp, не более |
|
10 ÷ 18 |
-11 |
8 |
-7 |
5 |
18 ÷ 30 |
-13 |
10 |
-8 |
6 |
30÷ 50 |
-16 |
12 |
-9 |
7 |
50 ÷ 80 |
-19 |
14 |
-11 |
8 |
80÷ 120 |
-22 |
17 |
-13 |
10 |
* Верхние предельные отклонения равны нулю
48. Биения, мкм, тугих и свободных колец шариковых и роликовых упорных подшипников
d, мм |
Si= Se, не более, для подшипников класса точности |
||||
0 |
6 |
5 |
4 |
2 |
|
Менее 18 |
10 |
5 |
3 |
2 |
1 |
18 ÷ 30 |
10 |
5 |
3 |
2 |
1,2 |
30÷ 50 |
10 |
6 |
3 |
2 |
1,5 |
50 ÷ 80 |
10 |
7 |
4 |
3 |
2 |
80÷ 120 |
15 |
8 |
4 |
3 |
2 |
Примечание. Для двойного подшипника допускаемые осевые биения Si и Se равны осевым биениям соответствующего (при том же наружном диаметре) одинарного подшипника.
49. Предельные отклонения, мкм, наружных колец закрытых шариковых и роликовых радиальных, шариковых радиально-упорных и роликовых конических подшипников
D, мм |
ΔDs для подшипников класса точности |
|||||||||
0 |
6 |
5 |
4 |
2 |
||||||
верхнее |
нижнее |
верхнее |
нижнее |
верхнее |
нижнее |
верхнее |
нижнее |
верхнее |
нижнее |
|
6 ÷ 28 |
-5 |
-13 |
+3 |
-10 |
+2 |
-7 |
+1 |
-6 |
+1 |
-4 |
18 ÷ 30 |
-6 |
-15 |
+4 |
-12 |
+3 |
-9 |
+2 |
-7 |
+1 |
-5 |
30 ÷ 50 |
-8 |
-19 |
+6 |
-15 |
+4 |
-11 |
+3 |
-9 |
+1 |
-5 |
50 ÷ 80 |
-10 |
-23 |
+8 |
-19 |
+6 |
-15 |
+3 |
-10 |
+1 |
-5 |
80 ÷ 120 |
-13 |
-28 |
+ 10 |
-23 |
+8 |
-18 |
+3 |
-11 |
+1 |
-5 |
120 ÷ 150 |
-15 |
-33 |
+ 12 |
-27 |
+9 |
-20 |
— |
— |
— |
— |
150 ÷ 180 |
-19 |
-44 |
+ 15 |
-33 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Примечания: 1. Значения действительны для шариковых и роликовых радиальных, шариковых радиально-упорных и роликовых конических подшипников класса точности 0 серий диаметров 1; 2 (5); 3(6) и 4, причем для серии диаметров 1 D≤ 80мм.
2. Значения действительны для шариковых и роликовых радиальных, шариковых радиально-упорных и роликовых конических подшипников класса точности 6 серии диаметров: 1; 7; 2(5); 3(6) и 4, причем для серии диаметров 1 D≤ 95мм.
50. Предельные отклонения, мкм, конических отверстий с конусностью 1:12 внутренних колецподшипников класса точности 0
d, мм |
Δdmp |
Δd1mp — Δdmp |
Vdp*2 не более |
Δdsверхнее*1 |
Δd1s — Δds |
верхнее*1 |
|||||
10 ÷ 18 |
+18 |
+18 |
10 |
+27 |
+18 |
18 ÷ 30 |
+21 |
+21 |
13 |
+33 |
+21 |
30÷ 50 |
+25 |
+25 |
15 |
+39 |
+25 |
50 ÷ 80 |
+30 |
+30 |
19 |
+46 |
+30 |
80÷ 120 |
+35 |
+35 |
25 |
+54 |
+35 |
*1 Нижние предельные отклонения равны нулю.
*2 Относится к любой единичной радиальной плоскости отверстия
Материалы. Твердость колец и тел качения
Марку стали, твердость, обозначение других материалов, применяемых для изготовления деталей подшипников, указывают в конструкторской документации.
Твердость колец и роликов из наиболее часто применяемых марок сталей приведена в табл. 51. Твердость шариков из этих материалов 63 … 67 HRCэ.
Неоднородность по твердости в пределах одного кольца подшипника должна быть не более 3 HRCэ.
51. Твердость колец и роликов, работающих при температуре до 100°С, HRCэ
Марка стали |
Кольца со стенкой толщиной |
|
до 35мм и ролики диаметром до 55мм |
св. 35мм и ролики диаметром св. 55мм |
|
ШХ4 ШХ15, ШХ15-Ш, ШХ15-В |
61 … 64 62 … 66 |
59 … 63 |
ШХ15СГ*, ШХ15СГ-В*. ШХ15СГ-Ш* |
61 … 65
|
|
ШХ20СГ 18ГТ |
61 … 65 62 … 66
|
|
15Г1 20Х2Н4А |
58…62 59…66 |
* По заказу потребителя твердость колец со стенкой толщиной свыше 35мм и роликов диаметром свыше 55мм должна быть 61 … 65 HRСэ.
Требования табл. 51 не распространяются на подшипники, имеющие в условном обозначении дополнительные знаки Т, Т1 … Т5.
Если подшипники используют для работы при повышенных температурах, то для обеспечения стабилизации размеров деталей подшипника подвергают отпуску при температурах выше 150°С (на 50°С выше рабочих температур), что отражают в условном обозначении: Т, Т1…Т5 (температура отпуска соответственно 200, 225, 250, 3( 350, 400°С). Детали таких подшипнике имеют несколько пониженную твердость.
Кольца и тела качения подшипнике работающих при повышенных температурах (до 500°С) или в агрессивных средах, изготовляют соответственно из теплопрочных или коррозионно-стойких сталей, подшипников, к которым предъявляют повышенные требования по ресурсу и надежности, применяют стали, подвергнутые специальным переплавам, уменьшающий содержание неметаллических включений, а также двойной переплав: электрошлаковый и вакуумно-дуговой.
Сепараторы изготовляют в большинстве случаев измягкой углеродистой стали марок 08кп, 10кп. Сепараторы высокоскорстных подшипников выполняют массивными из текстолита, фторопласта, латуни, бронзы. Материалы перечислены в порядке увеличения быстроходности.
Шероховатость поверхностей подшипников качения
Параметр шероховатости Raпо ГОСТ 2789 наружной поверхности, поверхностей отверстия и торцов колец подшипников не должен превышать значений, указанных в табл. 52.
При изготовлении подшипников из коррозионно-стойких сталей и сплавов параметр шероховатости Ra устанавливают по согласованию между изготовителем и потребителем.
52. Параметры шероховатости Ra, мкм, поверхностей подшипников
Наименование поверхности подшипника |
Класс точности подшипников |
Номинатьные диаметры dи Dколец подшипников, мм |
|||||
До 30 |
св. 30 до 80 |
Св. 80 до 150 |
Св. 150 до 250 |
Св. 250 до 500 |
св. 500 до 2000 |
||
Поверхность отверстия |
0 |
1,25 |
1,25 |
1.25 |
1.25 |
2.5 |
2.5 |
6Х. 6. 5 |
0,63 |
0,63 |
1,25 |
1.25 |
1,25 |
2,5 |
|
4. 2, Т |
0,32 |
0,32 |
0,63 |
0,63 |
0,63 |
— |
|
Наружная поверхность |
0 |
0,63 |
0,63 |
1,25 |
1,25 |
1,25 |
2,5 |
6Х, 6, 5 |
0,32 |
0,32 |
0,63 |
0,63 |
0,63 |
1,25 |
|
4, 2, Т |
0,32 |
0,32 |
0,63 |
0,63 |
0,63 |
— |
|
Поверхность торцов колец |
0 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
6Х, 6, 5 |
1,25 |
1,25 |
1,25 |
1,25 |
2,5 |
2,5 |
|
4, 2*, Т |
0,63 |
0,63 |
0,63 |
0,63 |
1,25 |
— |
* Для упорных шариковых подшипников класса точности 2 параметр шероховатости Ra для колец подшипников с номинальным диаметром отверстия тугого кольца до 80мм должен быть не более 0,32мкм, свыше 80мм — не более 0,63мкм.