Типы и конструктивные исполнения подшипников установлены ГОСТ 3395-89.
Тип 0. Шариковые радиальные однорядные подшипники основного конструктивного исполнения (обозначение 0000, рис. 13, а) предназначены для восприятия радиальных и ограниченных осевых сил любого направления являются одними из наиболее распространенных и дешевых. Грузоподъемность их ниже, чем у роликоподшипников равных размеров. Могут работать под воздействием только осевой силы при высокой частоте вращения, т.е. в условиях, для которых упорные шариковые подшипники не пригодны.
Обеспечивают осевое фиксирование вала в двух направлениях. Не являясь самоустанавливающимися, допускают небольшие углы взаимного перекоса внутреннего и наружного колец, значения которых зависят от радиальных зазоров в подшипнике. При одинаковых габаритных размерах эти подшипники работают с меньшими потерями на трение и при большей частоте вращения вала, чем подшипники всех других конструкций.
Рис. 13. Подшипники радиальные шариковые исполнений:
а — 0000 б — 50000; в — 60000; г — 80000; д — 160000; е — 180000 ж — 480000; з — 840000; и — 900000
Другие конструктивные исполнения:
— с канавкой по ГОСТ 2893 на наружном кольце для установочного кольца (обозначение 50000, рис. 13, б); применение установочного кольца упрощает осевое крепление подшипника в корпусе и позволяет выполнять сквозную обработку отверстий корпуса под установку наружных колец подшипников;
— с одной (60000, рис. 13, в) или с двумя (80000, рис. 13, г) защитными шайбами, которые предохраняют подшипники от утечки смазочного материала и проникновения пыли и грязи в полость подшипника;
— с односторонним (160000, рис. 13, д) или с двусторонним (180000, рис. 13, е) уплотнением из маслостойкой резины или пластмассы; эффективность герметизации выше, чем у подшипников с защитными шайбами;
— с двумя уплотнениями, широким внутренним кольцом, сферической наружной поверхностью наружного кольца, установочным винтом во внутреннем кольце (480000, рис. 13, ж); монтаж на валу удобен и прост;
— с упорным бортом на наружном кольце (840000, рис. 13, з); наличие упорного борта на наружном кольце позволяет выполнять сквозную обработку отверстий корпуса под установку наружных колец; возможны исполнения с одной (860000) и двумя (880000) защитными шайбами;
— с выступающим внутренним кольцом, канавкой для комплектования шариками без сепаратора (900000, рис. 13, и); обладают большей радиальной грузоподъемностью, чем подшипники основного типа; наличие канавок не позволяет применять подшипники для восприятия осевых сил; характеризуются повышенным моментом трения и, следовательно, меньшей быстроходностью.
При проектировании следует ориентироваться на применение в первую очередь шариковых радиальных однорядных подшипников, отличающихся невысокой стоимостью, простотой монтажа и способностью воспринимать комбинированные нагрузки.
Тип 1. Шариковые радиальные сферические двухрядные подшипники основного конструктивного исполнения (обозначение 1000, рис. 14, а) предназначены для восприятия радиальных сил, но могут воспринимать и ограниченные осевые силы любого направления. Наличие осевой составляющей приводит к неравномерности в распределении сил между рядами. Радиальная грузоподъемность ниже, чем у радиальных однорядных шарикоподшипников.
Дорожка качения на наружном кольце подшипника обработана по сфере. Поэтому подшипник способен самоустанавливаться и работать при значительном перекосе внутреннего кольца (вала) относительно наружного кольца (корпуса). Применяют в узлах с нежесткими валами и в конструкциях, в которых не может быть обеспечена надлежащая соосность отверстий в корпусах.
Другие конструктивные исполнения:
— на закрепительной втулке (11000, рис. 14, б) допускают регулирование радиального зазора, можно устанавливать на гладких, без бортов, валах;
— с коническим отверстием (111000, рис. 14, в); допускают регулирование радиального зазора;
— с выступающим внутренним кольцом и двумя защитными шайбами (971000, рис. 14, г).
Рис. 14. Подшипники радиальные шариковые сферические исполнений:
а — 1000; б — 11000, в -111000; г — 971000
Тип 2. Роликовые радиальные однорядные подшипники с короткими цилиндрическими роликами основного конструктивного исполнения — с бортами на внутреннем кольце и без бортов на наружном кольце (обозначение 2000, рис. 15, а) — могут воспринимать только радиальную силу. Роликоподшипники отличаются большей грузоподъемностью, чем шарикоподшипники. Возможен раздельный монтаж внутреннего (с комплектом роликов) и наружного колец. Допускают осевое взаимное смещение колеи, поэтому возможно применение в качестве плавающей опоры.
Другие конструктивные исполнения:
— с однобортовым наружным кольцом (12000, рис. 15, б);
— без бортов на внутреннем кольце (32000, рис. 15, в);
— с однобортовым внутренним кольцом (42000, рис. 15, г);
— с однобортовым внутренним и плоским упорным кольцом (92000, рис. 15, д);
— двухрядные с коническим отверстием с бортами на внутреннем кольце (182000, рис. 15, е); оси роликов в одном ряду смещены относительно осей роликов в другом ряду: допускают регулирование радиального зазора — все это способствует созданию повышенной жесткости подшипников в радиальном направлении.
Рис. 15. Подшипники радиальные роликовые с короткими цилиндрическими роликами исполнений:
а — 2000; б — 12000; в — 32000; г — 42000; д — 92000; е — 182000
Подшипники, имеющие наружные и внутренние кольца с бортами, в том числе приставными, кроме радиальной могут воспринимать ограниченную одностороннюю или двустороннюю осевую силу.
Роликовые радиальные подшипники предъявляют высокие требования к соосности посадочных мест. Подшипники с модифицированным контактом (ролики или дорожки качения делают с небольшой выпуклостью — бомбиной) допускают незначительные взаимные перекосы колец. Двухрядные роликовые подшипники применяют в опорах шпинделей станков с целью обеспечения высокой жесткости и точности вращения.
3. Роликовые радиальные сферические двухрядные подшипники основного конструктивного исполнения — с бортиками на внутреннем кольце (обозначение 3000, рис, 16, а) — предназначены для восприятия радиальной и осевых сил любого направления; допускают значительный перекос внутреннего кольца (вала) относительно наружного кольца (корпуса). Отличаются от шарикоподшипников радиальных сферических двухрядных большей грузоподъемностью, значительно меньшей быстроходностью, большей сложностью в изготовлении. Другие конструктивные исполнения:
— с бортиками на внутреннем кольце с закрепительной втулкой (13000, рис. 16, б);
— со стяжной втулкой (73000, рис. 16, в);
— с коническим отверстием конусностью 1:12 (113000, номинальный угол конуса 4°46’18,8″) и 1:30 (4113000, номинальный угол конуса 1°54’34,9″), рис. 16, г; наличие конического отверстия облегчает монтаж и демонтаж.
Рис. 16. Подшипники радиальные роликовые сферические исполнений:
а — 3000; б- 13000; в — 73000; г- 113000
Подшипники 13000, 73000, 113000 и 4113000 допускают регулирование радиального зазора.
Тип 4. Роликовые радиальные игольчатые или роликовые радиальные подшипники с длинными цилиндрическими роликами основного конструктивного исполнения — с наружным и внутренним кольцами без сепаратора (обозначение 74000, рис. 17, а) — отличаются большой радиальной грузоподъемностью при малых радиальных размерах. Осевые силы воспринимать не могут и осевое положение вала не фиксируют.
Другие конструктивные исполнения:
— без внутреннего кольца и сепаратора (24000, рис. 17, б);
— с наружным и внутренним кольцами с сепаратором (244000, рис. 17, в);
— радиальные с игольчатыми роликами и двойные упорные с короткими цилиндрическими роликами комбинированные (РИК, рис. 17, г); предназначены для восприятия радиальных и двусторонних осевых сил;
— радиально-упорные игольчатые комбинированные (594000, рис. 17, д); направление воспринимаемых сил — радиальное и осевое в одну сторону.
Большинство конструкций изготовляют без сепараторов. Рекомендуются для применения в узлах, работающих с качательным движением вала или при невысоких частотах вращения. Игольчатые подшипники с сепараторами могут работать при сравнительно высоких частотах вращения. Весьма чувствительны к взаимным перекосам колец. Подшипники с модификацией профиля допускают незначительные взаимные перекосы колеи.
Область применения игольчатых подшипников расширяется.
Рис. 17. Подшипники радиальные роликовые игольчатые или роликовые с длинными цилиндрическими роликами исполнений:
а — 74000; б — 24000; в — 244000; г — РИК; д — 594000
Тип 5. Роликовые радиальные подшипники с витыми роликами могут воспринимать только радиальные силы, не фиксируя вал в осевом направлении. Пустотелые ролики, изготовленные из стальной ленты прямоугольного сечения, характеризуются повышенной упругой податливостью. Подшипники имеют увеличенный радиальный зазор, способны воспринимать ударные нагрузки, мало чувствительны к загрязнению; грузоподъемность примерно в 2 раза меньше, чем у подшипников со сплошными цилиндрическими роликами. Применяют в неответственных узлах, подверженных действию ударных нагрузок, не требующих высокой точности вращения и работающих при невысоких частотах вращения. Неперспективны, их применение сокращается.
6. Шариковые радиалъно-упорные однорядные подшипники (рис. 18, а). Основные конструктивные исполнения 36000, 46000 и 66000 различаются начальными углами контакта (а = 12, 26 и 36° соответственно). Угол контакта — угол между нормалью к площадке контакта и плоскостью вращения подшипника. С ростом а осевая грузоподъемность растет, а предельная частота вращения и допустимая радиальная нагрузка уменьшаются. В настоящее время промышленность переходит на выпуск подшипников с углами контакта а = 15, 25 и 40°. Подшипники предназначены для восприятия радиальной и осевой силы только одного направления; работать под действием только радиальной силы без осевой не могут.
Для восприятия осевых сил любого направления и двусторонней фиксации вала эти подшипники устанавливают на валу попарно. При сборке узла подшипники необходимо регулировать для получения примерно нулевого зазора между шариками и желобами колец при установившемся тепловом режиме. В некоторых машинах (например, в станках) путем регулирования парные подшипники собирают с предварительным натягом, вследствие чего повышается жесткость опор и точность вращения.
Чем меньше угол контакта, тем больше радиальная, меньше осевая жесткость и грузоподъемность подшипников. С ростом угла контакта снижается предельная быстроходность вследствие влияния гироскопического эффекта.
Радиально-упорные подшипники отличаются от радиальных большим числом шариков, которое удается разместить в подшипнике вследствие наличия скоса на наружном кольце, поэтому их жесткость и грузоподъемность выше.
Рис. 18. Подшипники радиально-упорные шариковые исполнений:
а — 36000; б — 6000; в — 36000К; г — 56000; д — 176000; е — 236000; ж — 336000; з — 236000К; и — 336000К; к — 436000; л — 436000К
Другие конструктивные исполнения:
— разъемные со съемным наружным кольцом с углом контакта а = 12° (6000, рис. 18, б); допускают раздельный монтаж наружного и внутреннего (с шариками) колец подшипников;
— неразъемные со скосом на внутреннем кольце (36000К7, 36000К, 46000К, рис. 18, в); предназначены для работы с высокими частотами вращения;
— двухрядные (56000, рис. 18, г); направление воспринимаемых сил — радиальное и осевое в обе стороны; изготовлены с предварительным натягом; обеспечивают повышенную радиальную жесткость опоры;
— однорядные с разъемным внутренним кольцом с трехточечным (126000) и четырехточечным (176000) контактом, рис. 18, д; профили дорожек качения образованы двумя дугами со смещенными центрами; предназначены для восприятия значительных радиальных, осевых в обе стороны, а также комбинированных нагрузок; четырехточечный контакт при данном радиальном зазоре обусловливает наименьший осевой зазор подшипника, обеспечивает точную осевую фиксацию валов;
— сдвоенные: наружные кольца обращены друг к другу широкими торцами (236000, 246000, 266000), рис, 18, е; узкими торцами (336000, 346000, 366000), рис. 18, ж; направление воспринимаемых сил -радиальное и осевое в обе стороны; комплекты подшипников фиксируют вал и корпус в обоих осевых направлениях; подшипники по рис. 18, е обеспечивают более жесткую фиксацию вала, чем подшипники по рис. 18, ж;
— сдвоенные: внутренние кольца обращены друг к другу узкими торцами (236000К, рис. 18, з); широкими торцами (336000К, рис. 18, и); основное назначение всех перечисленных выше сдвоенных подшипников, монтируемых с предварительным натягом, — жестко фиксировать вал в радиальном и осевом направлениях;
— сдвоенные: наружные (436000, 446000, 466000, рис. 18, к) или внутренние (436000К, рис. 18, л) кольца обращены друг к другу разноименными торцами; направление воспринимаемых нагрузок — радиальное и осевое только в одну сторону; применяют в двух парах с противоположным расположением или же в сочетании с третьим замыкающим подшипником; для особо больших осевых нагрузок допускают комбинацию из трех и более подшипников по этому же принципу; для создания предварительного натяга комплекта таких подшипников их замыкают другим подшипником с противоположной стороны.
Сдвоенные подшипники специально комплектуют и дорабатывают на заводе-изготовителе, регулирования не требуют, взаимозаменяемы только полные комплекты.
Тип 7. Роликовые радиально-упорные конические подшипники основного конструктивного исполнения повышенной грузоподъемности с нормальным углом контакта 10-16° (7000, рис. 19, а) предназначены для восприятия радиальной и осевой силы только одного направления. Отличаются от шариковых радиально-упорных подшипников большей грузоподъемностью, меньшей предельной частотой вращения, меньшей достижимой точностью вращения вала. В узлах с роликовыми коническими подшипниками должна быть предусмотрена возможность регулирования осевого зазора подшипников. Допускают раздельный монтаж наружного кольца и внутреннего кольца с комплектом роликов.
Другие конструктивные исполнения:
— с большим углом контакта (27000А, а ≥ 20°); способны воспринимать значительные осевые силы;
— с упорным бортом на наружном кольце (67000, рис. 19, б); наличие борта на наружном кольце позволяет выполнять сквозную обработку отверстий корпуса под установку наружных колец подшипников;
— двухрядные с внутренним дистанционным кольцом (97000А, рис. 19, в);
— четырехрядные (77000, рис. 19, г). Однорядные конические подшипники необходимо регулировать при сборке, двухрядные и четырехрядные регулировать не требуется. Однорядные подшипники должны для фиксирования вала устанавливаться парно, двух- и четырехрядные подшипники фиксируют положение вала относительно корпуса в осевом направлении в обе стороны.
Рис. 19. Подшипники радиальио-упориые роликовые исполнений:
а — 7000; б — 67000; в — 97000А; г — 77000
Требуют строгой соосности посадочных поверхностей вала и корпуса. Подшипники с модифицированным контактом (особенно с модификацией контакта на рабочей поверхности наружного кольца) допускают незначительные взаимные перекосы колец.
Тип 8. Шариковые упорные и упорно-радиальные подшипники. Основное конструктивное исполнение упорного подшипника — одинарный подшипник (8000, рис. 20, а). Предназначен для восприятия только осевой силы одного направления. Подшипники лучше работают на вертикальных валах. Очень чувствительны к точности монтажа. Вследствие повышенного гироскопического эффекта применяют при значительно меньших, чем другие шарикоподшипники, частотах вращения.
Другие конструктивные исполнения:
— одинарный со свободным самоустанавливающимся и подкладным кольцами (18000, рис. 20, б); подкладное кольцо обеспечивает компенсацию отклонения от параллельности опорных поверхностей корпуса и заплечиков вала;
— двойной упорный подшипник с тремя кольцами (38000, рис. 20, в); применяют для восприятия осевых сил в обоих направлениях.
Конструктивные исполнения упорно-радиальных подшипников:
— одинарный (168000, рис. 20, г); применяют для восприятия радиальной и осевой силы одного направления;
— сдвоенный с углом контакта 60° (178000, рис. 20, д); направление воспринимаемых сил — осевое в обе стороны и радиальное.
Упорно-радиальные подшипники применяют при невысоких частотах вращения. Они менее чем шариковые упорные, чувствительны к взаимному перекосу колец.
Рис. 20. Подшипники упорные и упорно-радиальные шариковые исполнений:
а — 8000; б — 18000; в — 38000, г — 168000; д — 178000
Тип 9. Роликовые упорные и упорно-радиальные подшипники. Основное конструктивное исполнение упорного подшипника — одинарный однорядный с цилиндрическими роликами (9000, рис. 21, а). Применяют для восприятия только осевой силы одного направления, главным образом на вертикальных валах, работающих с невысокими частотами вращения. Характеризуется высокой грузоподъемностью, очень чувствителен к перекосам колец.
Другие конструктивные исполнения:
— конические одинарные (19000, рис. 21, б); вершины конусов роликов пересекаются в одной точке на оси подшипника;
— с цилиндрическими роликами одинарные двухрядные (889000, рис. 21, в).
Рис. 21. Подшипники упорные и упорно-радиальные роликовые исполнений:
а — 9000; б — 19000; в — 889000; г — 39000
Основное конструктивное исполнение упорно-радиального подшипника — сферический одинарный с бочкообразными роликами (39000, рис. 21, г); направление воспринимаемых сил — осевое и радиальное. Условия контакта допускают более высокие скорости вращения по сравнению с шариковыми упорными подшипниками. Допускают значительный взаимный перекос колец.
Общие технические условия на подшипники качения установлены ГОСТ 520-89 и распространяются на шариковые и роликовые подшипники качения с отверстием диаметром от 0,6 до 2000мм.
Шарики должны соответствовать требованиям ГОСТ 3722, ролики игольчатые — ГОСТ 6870, ролики цилиндрические короткие с прямолинейной образующей — ГОСТ 22696, ролики цилиндрические длинные с прямолинейной образующей — ГОСТ 25255, ролики со скосами на краях, ролики конические с прямолинейной образующей, ролики с выпуклой образующей всех типов (бомбиной, модифицированным контактом, бочкообразные) — по технической документации, утвержденной в установленном порядке.
Специальные требования, отличающиеся от требований ГОСТ 520-89 и дополняющие их, к подшипникам для отдельных отраслей (авиации, железнодорожного транспорта, автомобилестроения, станкостроения, приборостроения и др.), устанавливают в технических условиях на соответствующие подшипники.
Закрепительные и стяжные втулки должны соответствовать ГОСТ 13014, ГОСТ 24208 и ГОСТ 25455, стопорные шайбы, скобы и гайки — ГОСТ 8530.
« Назад [Краткие характеристики подшипников основных типов] Далее »