Цилиндрические и конические концы валов
Вышеприведенные стандарты распространяются на цилиндрические и конические (с конусностью 1 : 10) выходные концы валов, передающие вращающий момент.
Цилиндрические и конические концы валов предусматриваются двух исполнений: 1 — длинные, 2 — короткие.
Основные размеры цилиндрических концов валов, мм
Диаметр d |
Поле допуска |
Длина l |
r |
с |
||
Ряд 1 |
Ряд 2 |
Исполнение |
||||
1 |
2 |
|||||
6; 7 |
— |
j6 |
16 |
— |
0,4 |
0,2 |
8; 9 |
— |
20 |
— |
0,6 |
0,4 |
|
10; 11 |
— |
23 |
20 |
0,6 |
0,4 |
|
12; 14 |
— |
30 |
25 |
1,0 |
0,6 |
|
16; 18 |
19 |
40 |
28 |
1,0 |
0,6 |
|
20; 22 |
24 |
50 |
36 |
1,6 |
1,0 |
|
25; 28 |
— |
60 |
42 |
1,6 |
1,0 |
|
30 |
80 |
58 |
2,0 |
1,6 |
||
32; 36 |
38 |
k6 |
80 |
58 |
2,0 |
1,6 |
40; 45; |
42; 48 |
110 |
82 |
2,0 |
1,6 |
|
50 |
||||||
55 |
53 |
m6 |
110 |
82 |
2,5 |
2,0 |
60; 70 |
63; 65; |
140 |
105 |
2,5 |
2,0 |
|
75 |
2,5 |
2,0 |
||||
80; 90 |
85; 95 |
170 |
130 |
3,0 |
2,5 |
|
100; 110; |
105; 120 |
210 |
165 |
3,0 |
2,5 |
|
125 |
3,0 |
2,5 |
||||
140 |
130; 150 |
250 |
200 |
4,0 |
3,0 |
|
160; 180 |
170 |
300 |
240 |
4,0 |
3,0 |
ГОСТ 12080-66 предусматривает d = 0,8 … 5мм и d = 200 … 630мм. Ряд 1 диаметров является предпочтительным. Допускается принимать поле допуска цилиндрических концов валов диаметром до 30мм – k6, а более 120мм – r6.
Основные размеры конических концов валов, мм
Тип 1
Тип 2
Диаметр d |
l |
l1 |
d1 |
d2 |
l2 |
|||
Ряд 1 |
Ряд 2 |
Исполнение |
||||||
1 |
2 |
1 |
2 |
|||||
6; 7 |
— |
16 |
— |
10 |
— |
M4 |
— |
— |
8; 9 |
— |
20 |
12 |
M6 |
— |
— |
||
10; 11 |
— |
23 |
15 |
M6 |
— |
— |
||
12; 14 |
— |
30 |
18 |
M8×l |
М4 |
8 |
||
16 |
— |
40 |
28 |
28 |
16 |
M10×1,25 |
М4 |
8 |
18 |
19 |
М5 |
10 |
|||||
20; 22 |
24 |
50 |
36 |
36 |
22 |
M12×1,25 |
М6 |
12 |
25; 28 |
— |
60 |
42 |
42 |
24 |
M16×1,5 |
М8 |
16 |
30-35 * |
— |
80 |
58 |
58 |
36 |
M20×1,5 |
М10 |
20 |
36 |
— |
80 |
58 |
58 |
36 |
M20×1,5 |
М12 |
24 |
— |
38 |
80 |
58 |
58 |
36 |
M24×2 |
М12 |
24 |
40 |
42 |
110 |
82 |
82 |
54 |
M24×2 |
М12 |
24 |
45 |
48 |
M30×2 |
М16 |
32 |
||||
50 |
— |
М36×3 |
М16 |
32 |
||||
56 |
55 |
М36×3 |
М20 |
36 |
||||
63 |
60; 65 |
140 |
105 |
105 |
70 |
М42×3 |
М20 |
36 |
71 |
70; 75 |
М48×3 |
М24 |
40 |
||||
80 |
85 |
170 |
130 |
130 |
90 |
56×4 |
M30 |
50 |
90 |
— |
64×4 |
M30 |
50 |
||||
— |
95 |
64×4 |
М36 |
60 |
||||
100 |
— |
210 |
165 |
165 |
120 |
М72×4 |
М36 |
60 |
110 |
— |
М80×4 |
М42 |
65 |
||||
— |
120 |
М90×4 |
М42 |
65 |
||||
125 |
— |
М90×4 |
М48 |
70 |
||||
140 |
130 |
250 |
200 |
200 |
150 |
М100×4 |
— |
— |
— |
150 |
M110×4 |
||||||
160 |
170 |
300 |
240 |
240 |
180 |
M125×4 |
— |
— |
180 |
— |
М140×6 |
*d брать из ряда: 30; 32; 35мм.
Примечание. Ряд 1 диаметров является предпочтительным. ГОСТ 12081—72 предусматривает диаметры d= 3…5мм и d = 190…630мм.
Размеры шпонок и шпоночных пазов конических концов валов, мм
Диаметр d |
d3 |
b |
h |
t |
||
Ряд 1 |
Ряд 2 |
Исполнение |
||||
1 |
2 |
|||||
6 |
— |
5,50 |
— |
— |
— |
— |
7 |
— |
6,50 |
||||
8 |
— |
7,40 |
||||
9 |
— |
8,40 |
||||
10 |
— |
9,25 |
||||
11 |
— |
10,25 |
— |
2 |
2 |
1,2 |
12 |
— |
11,10 |
||||
14 |
— |
13,10 |
— |
3 |
3 |
1,8 |
16 |
— |
14,60 |
15,20 |
|||
18 |
— |
16,60 |
17,20 |
4 |
4 |
2,5 |
— |
19 |
17,60 |
18,20 |
|||
20 |
— |
18,20 |
18,90 |
|||
22 |
— |
20,20 |
20,90 |
|||
— |
24 |
22,20 |
22,90 |
5 |
5 |
3,0 |
25 |
— |
22,90 |
23,80 |
|||
28 |
— |
25,90 |
26,80 |
|||
— |
30 |
27,10 |
28,20 |
|||
32 |
— |
29,10 |
30,20 |
6 |
6 |
3,5 |
— |
35 |
32,10 |
33,20 |
|||
36 |
— |
33,10 |
34,20 |
|||
— |
38 |
35,10 |
36,20 |
|||
40 |
— |
35,90 |
37,30 |
10 |
8 |
5,0 |
— |
42 |
37,90 |
39,30 |
|||
45 |
— |
40,90 |
42,30 |
12 |
||
— |
48 |
43,90 |
45,30 |
|||
50 |
— |
45,90 |
47,30 |
|||
— |
55 |
50,90 |
52,30 |
14 |
9 |
5,5 |
56 |
— |
51,90 |
53,30 |
|||
60 |
— |
54,75 |
56,50 |
16 |
10 |
6,0 |
63 |
— |
57,75 |
59,50 |
|||
— |
65 |
59,75 |
61,50 |
|||
— |
70 |
64,75 |
66,50 |
18 |
11 |
7,0 |
71 |
— |
65,75 |
67,50 |
|||
— |
75 |
69,75 |
71,50 |
|||
80 |
— |
73,50 |
75,50 |
20 |
12 |
7,5 |
— |
85 |
78,50 |
80,50 |
|||
90 |
83,50 |
85,50 |
22 |
14 |
9,0 |
|
— |
95 |
88,50 |
90,50 |
|||
10О |
— |
91,75 |
94,00 |
25 |
||
110 |
— |
101,75 |
104,00 |
|||
— |
120 |
111,75 |
114,00 |
28 |
16 |
10,0 |
125 |
— |
116,75 |
119,00 |
|||
— |
130 |
120,00 |
122,50 |
|||
140 |
— |
130,00 |
132,50 |
32 |
18 |
11,0 |
— |
150 |
140,00 |
142,50 |
|||
160 |
— |
148,00 |
151,00 |
36 |
20 |
12,0 |
— |
170 |
158,00 |
161,00 |
|||
180 |
— |
168,00 |
171,00 |
40 |
22 |
13 |
Размеры призматических шпонок — по ГОСТ 23360-78.
Для шпоночных пазов, параллельных оси вала, допускаются другие способы простановки размера глубины паза.
Шпоночный паз для конических концов валов с диаметром d до 220мм изготавливается параллельно оси вала, с диаметром d свыше 220мм — параллельно образующей конуса.
Технические требования.
1. Размеры шпонок и шпоночных пазов цилиндрических концов валов должны соответствовать одному из следующих стандартов: ГОСТ 24071-80, ГОСТ 23360-78, ГОСТ 24069-80, ГОСТ 10748-79.
Предельные отклонения длин l и l1 цилиндрической части конца вала ±IТ15/2 (ГОСТ 25346-89).
Для цилиндрических валов исполнения 1 используют шпонки — сегментные (ГОСТ 24071-80) для вала диаметром d до 14мм; призматические обыкновенные (ГОСТ 23360-78) для вала диаметром d св. 12мм; тангенциальные нормальные (ГОСТ 24069-80).
Для валов исполнения 2 используют шпонки призматические обыкновенные (ГОСТ 23360-78) для вала диаметром d до 30мм; призматические высокие (ГОСТ 10748-79) и тангенциальные усиленные (ГОСТ 24070-80) для вала диаметром d св. 30мм.
Для редукторов и мотор-редукторов допускается в соответствии с ГОСТ 24266-94 исполнение концов валов с двумя шпоночными пазами, расположенными под углом 120°.
Длину призматической шпонки выбирают из ряда: 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 25, 28, 32, 36, 40, 45, 50, 56, 63, 70, 80, 90, 100, 110, 125, 140, 160, 180, 200, 220, 250, 280, 320.
2. Резьбовые концы конических валов допускается изготовлять с левой резьбой.
Радиальное биение конического конца вала относительно оси вращения не должно превышать величин, указанных в табл. 5.
3. Допуск угла конусности — АТa9 по ГОСТ 8908-81.
Расчетные зависимости допускаемых вращающих моментов. Величины вращающих моментов Т в Н·м подсчитывают по формуле
Т = 10-3 · Kd3,
где d — диаметр конца вала, мм: К = π/16[τ];
здесь К – в МПа.
Допускаемые вращающие моменты, передаваемые концами валов, приведены в табл. 6.
Значения коэффициента К (табл. 7) и соответствующие им допускаемые напряжения на кручение [ τ ]:
K, МПа |
2,0 |
2,8 |
4,0 |
5,6 |
[τ], МПа |
10 |
14 |
20 |
28 |
K, МПа |
8,0 |
11,2 |
16,0 |
22,4 |
[τ], МПа |
40 |
56 |
80 |
112 |
Радиальное биение конического конца вала относительно оси вращения
Размеры, мм
Номинальный диаметр конца вала d1 |
Радиальное биение при точности |
||
нормальной |
повышенной |
высокой |
|
3 |
0,020 |
0,010 |
0,005 |
Св. 3 до 6 |
0,025 |
0,012 |
0,006 |
Св. 6 до 10 |
0,030 |
0,015 |
0,008 |
Св. 10 до 18 |
0,035 |
0,018 |
0,010 |
Св. 18 до 30 |
0,040 |
0,021 |
— |
Св. 30 до 50 |
0,050 |
0,025 |
— |
Св. 50 до 80 |
0,060 |
0,030 |
— |
Св. 80 до 120 |
0,070 |
0,035 |
— |
Св. 120 до 220 |
0,100 |
0,050 |
— |
Примечание. При диаметре концов валов более 220мм радиальное биение конического конца вала устанавливают по соглашению между заказчиком и изготовителем.
Допускаемые вращающие моменты, передаваемые концами валов
Диаметр d, мм |
Допускаемые вращающие моменты Т, Нм, для коэффициента К, МПа |
|||||||||
Ряд 1 |
Ряд 2 |
|||||||||
2,0 |
2,8 |
4,0 |
5,6 |
8,0 |
11,2 |
16,0 |
22,4 |
|||
6 |
— |
0,5 |
0,71 |
1,0 |
1,4 |
2,0 |
2,8 |
4,0 |
5,6 |
|
7 |
— |
0,71 |
1,0 |
1,4 |
2,0 |
2,8 |
4,0 |
5,6 |
8,0 |
|
8 |
— |
1,0 |
1,4 |
2,0 |
2,8 |
4,0 |
5,6 |
8,0 |
11,2 |
|
9 |
— |
1,4 |
2,0 |
2,8 |
4,0 |
5,6 |
8,0 |
11,2 |
16,0 |
|
10 |
— |
2,0 |
2,8 |
4,0 |
5,6 |
8,0 |
11,2 |
16,0 |
22,4 |
|
11 |
— |
2,8 |
4,0 |
5,6 |
8,0 |
11,2 |
16,0 |
22,4 |
31,5 |
|
12 |
— |
4,0 |
5,6 |
8,0 |
11,2 |
16,0 |
22,4 |
31,5 |
45,0 |
|
14 |
— |
5,6 |
8,0 |
11,2 |
16,0 |
22,4 |
31,5 |
45,0 |
63,0 |
|
16 |
— |
8,0 |
11,2 |
16,0 |
22,4 |
31,5 |
45,0 |
63,0 |
90,0 |
|
18 |
— |
11,2 |
16,0 |
22,4 |
31,5 |
45,0 |
63,0 |
90,0 |
100 |
|
— |
19 |
12,5 |
18,0 |
25,0 |
35,5 |
50,0 |
71,0 |
100 |
140 |
|
20 |
— |
16,0 |
22,4 |
31,5 |
45,0 |
63,0 |
90,0 |
125 |
180 |
|
22 |
— |
22,4 |
31,5 |
45,0 |
63,0 |
90,0 |
125 |
180 |
250 |
|
— |
24 |
25,0 |
35,5 |
50,0 |
71,0 |
100 |
140 |
200 |
280 |
|
25 |
— |
31,5 |
45,0 |
63,0 |
90,0 |
125 |
150 |
250 |
355 |
|
28 |
— |
45,0 |
63,0 |
90,0 |
125 |
180 |
250 |
355 |
500 |
|
30 |
— |
50,0 |
71,0 |
100 |
140 |
200 |
280 |
400 |
560 |
|
32 |
— |
63,0 |
90,0 |
125 |
180 |
250 |
355 |
500 |
710 |
|
35; 36 |
— |
90,0 |
125 |
180 |
250 |
355 |
500 |
710 |
1000 |
|
— |
38 |
100 |
140 |
200 |
280 |
400 |
560 |
800 |
1120 |
|
40 |
— |
125 |
180 |
250 |
355 |
500 |
710 |
1000 |
1400 |
|
— |
42 |
140 |
200 |
280 |
400 |
560 |
800 |
1120 |
1600 |
|
45 |
— |
180 |
250 |
355 |
500 |
710 |
1000 |
1400 |
2000 |
|
— |
48 |
200 |
280 |
400 |
560 |
800 |
1120 |
1600 |
2240 |
|
50 |
— |
250 |
355 |
500 |
710 |
1000 |
1400 |
2000 |
2800 |
|
— |
53 |
280 |
400 |
560 |
800 |
1120 |
1600 |
2240 |
3150 |
|
55 |
56 |
355 |
500 |
710 |
1000 |
1400 |
2000 |
2800 |
4000 |
|
60 |
— |
400 |
560 |
800 |
1120 |
1600 |
2240 |
3150 |
4500 |
|
63 |
— |
500 |
710 |
1000 |
1400 |
2000 |
2800 |
4000 |
5600 |
|
— |
65 |
560 |
800 |
1120 |
1600 |
2240 |
3150 |
4500 |
6300 |
|
70; 71 |
— |
710 |
1000 |
1400 |
2000 |
2800 |
4000 |
5600 |
8000 |
|
— |
75 |
800 |
1120 |
1600 |
2240 |
3150 |
4500 |
6300 |
9000 |
|
80 |
— |
1000 |
1400 |
2000 |
2800 |
4000 |
5600 |
8000 |
11200 |
|
— |
85 |
1120 |
1600 |
2240 |
3150 |
4500 |
6300 |
9000 |
12500 |
|
90 |
— |
1400 |
2000 |
2800 |
4000 |
5600 |
8000 |
11200 |
16000 |
|
— |
95 |
1600 |
2240 |
3150 |
4500 |
6300 |
9000 |
12500 |
18000 |
|
100 |
— |
2000 |
2800 |
4000 |
5600 |
8000 |
11200 |
16000 |
22400 |
|
— |
105 |
2500 |
3150 |
4500 |
6300 |
9000 |
12500 |
18000 |
25000 |
|
по |
— |
2800 |
4000 |
5600 |
8000 |
11200 |
16000 |
22400 |
31500 |
|
— |
120 |
3150 |
4500 |
6300 |
9000 |
12500 |
18000 |
25000 |
35500 |
|
125 |
— |
4006 |
5600 |
8000 |
11200 |
16000 |
22400 |
31500 |
45000 |
|
— |
130 |
4500 |
6300 |
9000 |
12500 |
18000 |
25000 |
35500 |
50000 |
|
140 |
— |
5600 |
8000 |
11200 |
16000 |
22400 |
31500 |
45000 |
63000 |
|
— |
150 |
6300 |
9000 |
12500 |
18000 |
25000 |
35500 |
50000 |
71000 |
|
160 |
— |
8000 |
11200 |
16000 |
22400 |
31500 |
45000 |
63000 |
90000 |
|
— |
170 |
9000 |
12500 |
18000 |
25000 |
35500 |
50000 |
71000 |
100000 |
|
180 |
— |
11200 |
16000 |
22400 |
31500 |
45000 |
63000 |
90000 |
125000 |
Примечание. Значения вращающих моментов для валов диаметром менее 6мм не регламентируются.
Значения коэффициента К в зависимости от характера нагрузки, прочности и твердости материала вала
Предел прочности σв, МПа |
Твердость вала НВ |
Значение коэффициента К, МПа, при |
||||||
чистом кручении |
кручении плюс изгиб от радиальной нагрузки |
|||||||
F ≤ 250 |
F > 250 |
|||||||
а |
b |
с |
а |
b |
а |
b |
||
От 500 до 850 Св. 850 до 1200 |
От 145 до 250 Св. 250 до 350 |
8 11,2 |
5,6 8 |
4 5,6 |
5,6 8 |
4 5,6 |
2,8 4 |
2 2,8 |
Св. 1200 |
Св. 350 |
16 22,4 |
11,2 |
8 |
11,2 |
8 |
5,6 |
4 |
Примечания:
1. а — при нагрузке постоянной величины и постоянного направления;
b — при нагрузке переменной величины, если максимум достигает двукратного значения;
с — при чистом кручении переменного направления.
2. Радиальная нагрузка F приложена к середине длины конца вала.
Расчет валов
Расчет на прочность
При расчете валов на жесткость диаметры их получаются больше, чем при расчете на прочность, и они работают преимущественно с невысокими напряжениями. Поэтому расчет валов целесообразно вести упрощенно, не учитывая динамический характер нагрузки, т. е. не вводя в формулы коэффициенты концентрации напряжений, характеристики циклов нагружения и т.п. Эти факторы учитывают приближенно соответствующим выбором допускаемых напряжений.
Валы на прочность рассчитывают по формул:
или
где W — момент сопротивления в опасном сечении, мм3: W = πd3/32 ≈ 0,1d3 – для круглого сплошного сечения (см. рис. 1); W = πd3/32(l – d04/d4) ≈ 0,1(d4-d04)/d — для круглого полого сечения (см. рис. 2); [σиз] — допускаемое напряжение, МПа (см. табл. 9), определяемое при динамическом расчете стальных валов по пределу выносливости с учетом факторов, вызывающих концентрацию напряжений, и диаметру вала; Ми -максимальный изгибающий момент в опасном сечении, Н мм:
здесь Ми.г и Ми.в — максимальные изгибающие моменты в опасном сечении, Н·мм, действующие соответственно в горизонтальной и вертикальной плоскостях; Мкр -максимальный крутящий момент в опасном сечении, Н·мм;
— максимальный приведенный (результирующий) момент в опасном сечении, Н · мм.
Диаметр вала из среднеуглеродистой стали (σв = 500 … 800МПа) при расчете на прочность приближенно определяют по следующим формулам:
при постоянной нагрузке и небольших изгибающих моментах (короткие валы из стали Ст5, Ст6 и 45)
при переменной нагрузке и малых изгибающих моментах или при постоянной нагрузке и средних изгибающих моментах
при переменной нагрузке и средних изгибающих моментах или при постоянной нагрузке и значительных изгибающих моментах (длинные валы)
где d — в см; Р — передаваемая мощность, кВт; n — частота вращения вала, мин-1.
Формулы составлены из расчета вала на кручение и обусловливают напряжения: формула (1) τкр = 50МПа; формула (2) τкр = 37МПа; формула (3) τкр = 28,5МПа. При наличии шпоночного паза в опасном сечении вала полученное значение необходимо увеличить на 5-10%.
Расчет на жесткость
Вал, рассчитанный из условий динамической прочности, может не обеспечить нормальной работы зубчатых колес и подшипников, если под действием передаваемых усилий он будет чрезмерно деформироваться.
Расчет на жесткость сводится к определению прогибов у (рис. 3-6), углов наклона оси вала 6 и к сопоставлению их с допускаемыми. Допускаемый прогиб вала не должен превышать 0,0001-0,0005 расстояния между опорами или под зубчатыми колесами 0,01-0,03 модуля в см. Углы наклона оси вала в опорах не должны превышать 0,001 радиана при зубчатых колесах; то же в радианах, не более: 0,0025 — для цилиндрических роликоподшипников; 0,0016 — для конических роликоподшипников; 0,005 — для однорядных шарикоподшипников; 0,05 — для сферических подшипников.
Рис. 3
Рис.4
Рис.5
Рис. 6
Угол наклона оси вала 0 и прогиб вала ув расчетном сечении для двух основных схем нагружения (см. рис. 3-6) определяют по формулам
где θ — в рад; d и у — в см; Q — в Н;
Кθ и Ку — коэффициенты, учитывающие связь между точкой приложения силы и точкой, в которой определяют деформацию; коэффициенты берут по графикам (см. рис. 3-6).
Действительные деформации вала (согласно принципу наложения деформаций) определяют алгебраическим суммированием деформаций от каждой силы.
Для проверки вала на жесткость по углу закручивания при [φ] ≈ (4,4 … 8,8) 10-3 рад (~ 0,25 … 0,5°) на 1м длины вала пользуются формулой
где d — в см, Р — в кВт, n- в мин-1.
Определение вращающего момента
За расчетный момент принимают наибольший длительно действующий момент. Расчетный вращающий момент на валу
где Тд — момент на валу двигателя, Н·см; η — КПД участка кинематической цепи от двигателя до рассчитываемого вала; i = n/n0 — передаточное отношение от двигателя до вала; n — расчетная частота вращения вала, мин-1; n0 — частота вращения вала двигателя, мин-1; Рд – мощность на валу двигателя, кВт.
Для определения вращающего момента по мощности и частоте вращения можно пользоваться и номограммой (рис. 7).
Рис. 7. Номограмма для определения вращающего момента (кН·см) по мощности и частоте вращения
Определение нагрузок на валы
За расчетную нагрузку принимают максимальную длительно действующую нагрузку.
Расчетную нагрузку определяют:
по мощности (задаваемой обычно на входе и выходе коробки передач), КПД и скорости;
по моментам или силам (задаваемым обычно тоже на входе или выходе), передаточному отношению и КПД.
Расчетную частоту вращения вала, мин-1, выбирают соответственно по частоте вращения шпинделя nшп или выходного вала коробки, при которой они передают наибольшие моменты (обычно берут минимальную частоту вращения шпинделя, при которой передается полная мощность).
Окружная сила на зубчатых колесах и цепных звездочках
P = 2T/d,
где d — делительный диаметр зубчатого колеса или цепной звездочки; Т — вращающий момент.
Нагрузку на вал от цепной передачи приближенно принимают направленной параллельно ведущей ветви цепи и равной окружной силе, умноженной на коэффициент, зависящий от положения передачи (для горизонтальной передачи 1,15, для вертикальной 1,05).
Нагрузку на вал (в Н) от ременной передачи при расчете на усталость приближенно принимают направленной вдоль линии центров шкивов и определяют по формуле
Q = 200σ0Fsin(α/2),
где σ0 — начальное натяжение, обычно принимаемое для плоскоременных передач равным 1,8МПа, а для клиноременных 1,2-1,5МПа; F- площадь поперечного сечения ремня, см2; α — угол обхвата шкива, град.
Рис. 8
Рис.9
Так как начальное натяжение при перетяжке в 1,5 раза больше нормального, то наибольшую нагрузку на вал можно определить по формуле
Qmах = 1,5Q = 300σ0F sin(α/2).
На рис. 8-11 изображено графическое определение сил, действующих на вал и подшипники, по заданной окружной силе (для зубчатой передачи с углом зацепления α = 20° и с учетом угла трения ρ = 5…6°).
Рис. 10
Рис. 11
Если нагрузки, действующие на вал, не лежат в одной плоскости, то их раскладывают по двум взаимно перпендикулярным координатным плоскостям и в каждой из этих плоскостей определяют реакции опор и изгибающие моменты, а затем проводят геометрическое суммирование.
Нередко расчет может быть упрощен удачным выбором координатных плоскостей. Например, если окружные силы от ведомого и ведущего элементов взаимно параллельны или взаимно перпендикулярны, то оси координат следует направлять вдоль действия этих сил. Отклонениями от параллельности или перпендикулярности в пределах 10-15° следует пренебрегать, совмещая силы с осями координат. Допускается также совмещение сил в одну плоскость, если угол между ними не более 30°.
Определение реакций опор и
изгибающих моментов
При расчете
вал принимают за балку, лежащую на шарнирных опорах. Эта расчетная схема точно
соответствует действительному положению только для валов на подшипниках качения,
установленных по одному или по два в опоре; при двух подшипниках должна быть
обеспечена самоустанавливаемость опоры; например,
установкой конических роликоподшипников вершинами роликов в разные стороны.
Для других
опор такую расчетную схему можно применять как приближенную. При длинных
несамоустанавливающихся подшипниках скольжения, расположенных по концам вала,
равнодействующую реакции подшипника следует предполагать приложенной к точке,
отстоящей от его кромки со стороны пролета на 1/3—1/4 длины подшипника.
При расчете
валов, вращающихся в длинных подшипниках скольжения (l/d = 3), расчетная схема
приближается к схеме балки с заделанными концами.
В табл. 8 и
на рис. 12 приведены формулы для определения реакций опор и изгибающих
моментов двухопорных валов с характерными случаями нагружения.
8. Определение реакций в опорах
1. А = А1 + А2 + А3, В = В1
+ В2 + В3 (алгебраическая сумма).
2. Если
приложенная сила Qn имеет направление,
обратное указанному на рисунке, то реакции в опоре А„
и В„ меняют знак на обратный.
3. Qn = Аn
+ Вn (для проверки).
Приложенная сила |
Q1 |
Q2 |
Q3 |
|||
Реакция опор |
+ A1 |
+ B1 |
+ A2 |
+ B2 |
— A3 |
+ B3 |
Формула |
(b/l)Q1 |
(a/l)Q1 |
A2 = B2 = Q2/2 |
(c/L) Q3 |
(L/l) Q3 |
|
Рис. 12. Определение реакций опор и изгибающих
моментов двухопорных валов с приведенными случаями нагружения
Диаметр вала
можно найти по табл. 10, зная изгибающий и вращающий моменты. Табл. 10 составлена по формуле
При этом [σиз] взяты из табл. 9 с
учетом максимальной концентрации напряжений. Материал: сталь 40Х улучшенная, длястали 45 улучшенной табличные
значения умножают на коэффициент 0,94; для закаленных сталей 40Х и 40ХН
табличные значения умножают на коэффициент 1,25.
9. Допускаемые напряжения [σиз|*, МПа, для стальных валов
В таблице
обозначено: σв — предел прочности при
растяжении; σт — предел текучести;
σ-1 -предел выносливости.
При
составлении таблицы принято:
1)
коэффициент безопасности, равный 1,3;
2)
уменьшение предела выносливости, определенного на малых образцах, для валов d =
30мм составляет = 15-20% , для валов d = 50мм – 25-30% и для валов d = 100мм –
35-40% (меньшие значения относятся к ступенчатым валам из твердых легированных
сталей, большие — к валам с насаженными деталями из более мягких сталей);
3)
допускаемые напряжения при изгибе соответствуют спокойной работе (коэффициент
динамичности равен единице).
Для валов,
работающих с резко переменным режимом, при расчете по максимальной нагрузке,
когда коэффициент долговечности меньше единицы, допускаемые напряжения следует
соответственно понизить. Допускаемые напряжения можно повысить, увеличив
прочность вала технологическими или конструктивными мероприятиями: местными
упрочнениями, увеличением радиусов выкружек,
применением разгрузочных канавок на ступицах сидящих деталей и т.п.
Источники концентрации напряжении |
Диаметр вала d, мм |
Стали и термическая обработка |
||||
35, нормализованная, σв= 520…650МПа; σт |
45, нормализованная, σв= 600…750МПа; σт |
45, улучшенная, σв= 750…900МПа; σт |
40Х, улучшенная, σв |
40Х, закаленная до 35…42 HRC; σв= |
||
Насаженная на вал деталь (зубчатое колесо, шкив) с |
30 |
70 |
75 |
85 |
90 |
95 |
50 |
65 |
70 |
80 |
85 |
90 |
|
100 |
60 |
65 |
75 |
80 |
85 |
|
Насаженное на вал кольцо подшипника качения |
30 |
90 |
100 |
115 |
120 |
130 |
50 |
85 |
95 |
105 |
110 |
120 |
|
100 |
75 |
85 |
100 |
100 |
110 |
|
Вал ступенчатой формы с острыми внутренними углами |
30 |
80 |
90 |
105 |
116 |
115 |
50 |
70 |
80 |
90 |
95 |
100 |
|
100 |
60 |
70 |
80 |
85 |
90 |
|
Вaл ступенчатой формы со скругленными |
30 |
110 |
115 |
135 |
140 |
150 |
50 |
95 |
100 |
115 |
120 |
130 |
|
100 |
85 |
90 |
100 |
105 |
110 |
* В таблице
приведены допускаемые напряжения при изгибе в случае отсутствия кручения, но
их можно применять и для расчета на сложное сопротивление по результирующему
моменту, который можно определять по формуле
10. Диаметр вала d из расчета на усталость при
одновременном действии изгибающего и вращающего моментов
d, мм |
Допускаемый изгибающий момент, кНс·см, |
||||||||||||
0 |
0,5 |
1 |
1,5 |
2 |
2,5 |
3 |
3,5 |
4 |
4,5 |
5 |
5,5 |
6 |
|
17 |
4,62 |
4,19 |
3,67 |
3,12 |
2,64 |
2,26 |
1,97 |
1,73 |
1,54 |
1,39 |
1,26 |
1,16 |
1,07 |
20 |
7,2 |
6,82 |
5,98 |
5,07 |
4,30 |
3,69 |
3,20 |
2,82 |
2,51 |
2,26 |
2,06 |
1,88 |
1,74 |
22 |
9,68 |
9,08 |
7,96 |
6,75 |
5,73 |
4,91 |
4,26 |
3,75 |
3,35 |
3,01 |
2,74 |
2,51 |
2,31 |
25 |
14,1 |
13,3 |
11,7 |
9,91 |
8,40 |
7,20 |
6,26 |
5,51 |
4,91 |
4,42 |
4,02 |
3,68 |
3,39 |
28 |
19,8 |
18,7 |
15,4 |
13,9 |
11,8 |
10,1 |
8,79 |
7,74 |
6,90 |
6,21 |
5,65 |
5,17 |
4,76 |
30 |
24,3 |
23,0 |
20,2 |
17,1 |
14,5 |
12,4 |
10,8 |
9,52 |
8,48 |
7,64 |
6,94 |
6,36 |
5,86 |
32 |
27,8 |
26,4 |
23,1 |
19,6 |
16,6 |
14,3 |
12,4 |
10,9 |
9,72 |
8,76 |
7,96 |
7,28 |
6,7 |
35 |
36,4 |
34,5 |
30,3 |
25,7 |
21,8 |
18,7 |
16,2 |
14,3 |
12,7 |
11,5 |
10,4 |
9,53 |
8,79 |
40 |
54,4 |
51,6 |
45,2 |
38,3 |
32,5 |
27,8 |
24,2 |
21,3 |
19,0 |
17,1 |
15,5 |
14,2 |
13,1 |
42 |
63,0 |
59,7 |
52,3 |
44,4 |
37,6 |
32,2 |
28,0 |
24,7 |
22,0 |
19,8 |
18,0 |
16,5 |
15,2 |
45 |
77,5 |
73,4 |
64,3 |
54,6 |
46,3 |
39,7 |
34,5 |
30,3 |
27,0 |
24,4 |
22,1 |
20,3 |
18,7 |
50 |
106 |
101 |
88,2 |
74,8 |
63,5 |
54,4 |
47,3 |
41,6 |
37,1 |
33,4 |
30,3 |
27,8 |
25,6 |
52 |
112 |
107 |
93,4 |
79,3 |
67,2 |
57,6 |
50,1 |
44,1 |
39,3 |
35,4 |
32,1 |
29,4 |
27,1 |
55 |
133 |
126 |
110 |
93,8 |
79,6 |
68,1 |
59,2 |
52,1 |
46,5 |
41,8 |
38,0 |
34,8 |
32,1 |
60 |
173 |
164 |
143 |
122 |
103 |
88,5 |
76,9 |
67,7 |
60,3 |
54,3 |
49,4 |
45,2 |
41,7 |
62 |
191 |
181 |
158 |
134 |
114 |
97,6 |
84,9 |
74,7 |
66,6 |
60,0 |
54,5 |
49,9 |
46,0 |
65 |
220 |
208 |
182 |
155 |
131 |
112 |
97,8 |
86,1 |
76,7 |
69,1 |
62,8 |
57,5 |
53,0 |
70 |
274 |
260 |
228 |
193 |
164 |
140 |
122 |
107 |
95,8 |
86,3 |
78,4 |
71,8 |
66,2 |
72 |
299 |
283 |
248 |
210 |
178 |
153 |
133 |
117 |
104 |
93,9 |
85,3 |
78,1 |
72,0 |
75 |
337 |
320 |
280 |
238 |
202 |
173 |
150 |
132 |
118 |
106 |
96,4 |
88,3 |
81,4 |
80 |
410 |
388 |
340 |
289 |
245 |
210 |
182 |
160 |
143 |
129 |
117 |
107 |
98,8 |
85 |
491 |
466 |
408 |
346 |
294 |
252 |
219 |
192 |
171 |
154 |
140 |
128 |
118 |
90 |
583 |
553 |
484 |
411 |
349 |
299 |
259 |
228 |
204 |
183 |
167 |
152 |
141 |
95 |
686 |
650 |
570 |
483 |
410 |
351 |
305 |
269 |
239 |
216 |
196 |
179 |
165 |
100 |
800 |
758 |
664 |
564 |
478 |
410 |
356 |
313 |
279 |
252 |
229 |
209 |
193 |
Пример расчета
Принятые обозначения:
η — КПД рассчитываемого участка передачи; i — передаточное отношение частоты вращения выходного вала к рассчитываемому; Т — вращающий момент рассчитываемого вала, Н·мм; Тв — вращающий момент выходного вала, Н·мм; β — угол между направлением действия силы и осью х; остальные обозначения указаны в решении примера.
Дано: вращающий момент на выходном валу Тв = 162000 Н·мм.
Найти диаметр промежуточного вала для участка передачи, схема которого изображена на рис. 13.
Рис. 13. Схема передачи к примеру для расчета
Решение примера приведено в табл. 11.
Рис. 14
Рис. 15
11. Решение примера
Определяемое |
Расчетная формула |
Расчет |
|
Вращающий момент с учетом ц |
T = Tвi1/η |
η = 0,96; T =162000·1 / 0,96 =1б9000Н·мм |
|
Окружная сила |
P = 2T/D |
P1 = 2·169000 / 75 =4,50кН; P3 = 2·169000 / 104 = 3,25 кН |
|
Силы, действующие на вал и подшипники |
Q ≈ 1,1Р |
Q1 = 1,1 · 4,50 = 4,95кН; Q3 = 1,1 · 3,25 = 3,58кН |
|
Реакция опоры в плоскости х и ус учетом знака (рис.14) |
Опора А |
||
Реакция опоры в плоскости х и ус учетом знака (рис.14) |
Опора А |
||
Опора В |
|||
Полная реакция |
Опора А |
||
Опора В |
|||
Изгибающий момент в опасном сечении (рис.14)
|
Плоскости х, у |
См. эпюры (рис. 14) |
Опасное сечение в опоре В |
Суммарный |
Ми = Мих = 161000 Н · мм |
||
Отношение Т/Ми в опасном сечении |
T/Ми |
169000 / 161000 = 1,05 |
|
Диаметр вала (по Ми, Н·м, и Т/Ми) |
По табл. 10 |
d = 30мм |
|
Угол наклона упругой линии в расчетном сечении в плоскости х |
Отдельно от каждой силы |
Продолжение табл. 11
Определяемое |
Расчетная формула |
Расчет |
|
Суммарный |
θх = 0,00068 + 0,00018 = 0,00086рад |
||
Угол наклона упругой линии в расчетном сечении в плоскости у (рис. 15) |
|||
Угол наклона упругой линии в расчетном сечении |
|||
Прогиб в расчетном сечении в плоскости х |
Отдельно от каждой силы |
||
Суммарный |
ух = 0,0045 + 0,0008 = 0,0053см |
||
То же, в плоскости у (рис. 15) |
/p> |
||
Прогиб в расчетном сечении |
|||
Допустимые величины |
θ в опоре |
0,001 |
0,00087 рад |
ymах, см |
0,0001…0.0005 = ymах; ymax =( 0,01…0,03)m; m — модуль в см |
0,0053 : 9,5 = 0,00056; ymax = 0,03 · 0,25 = 0,0075; фактически 0,0053 |
Примечание. В отношении жесткости вала диаметр d = 30мм допустим. Для создания лучших условий работы подшипников и зубчатых колес следует принять d = 32мм.
12. Сравнение сплошных и полых валов различного сечения по наружному диаметру (d, d1), моменту инерции (J, J1), моменту сопротивления (W, W1) и массе
(площади поперечного сечения F, F1)
J1/J и W1/W — относительные значения моментов инерции и моментов сопротивления сечении полых валов как при изгибе, так и при кручении
d2/d1 |
При одинаковом наружном диаметре валов |
При одинаковой массе валов или при одинаковой площади сечения F=F1 |
При одинаковой прочности валов W1 = W |
При одинаковой жесткости валов J1 = J |
||||||
J1/J = W1/W |
Уменьшение массы, % |
d1/d |
J1/J |
W1/W |
d1/d = J1/J |
Уменьшение массы, % |
d1/d |
W1/W |
Уменьшение массы, % |
|
0,1 |
1,000 |
1 |
1,01 |
1,020 |
1,015 |
1,000 |
1 |
1,00 |
1,000 |
1 |
0,2 |
0,998 |
4 |
1,02 |
1,083 |
1,061 |
1,001 |
4 |
1,00 |
1,000 |
4 |
0,3 |
0,992 |
9 |
1,05 |
1,198 |
1,142 |
1,003 |
9 |
1,00 |
0,998 |
9 |
0,4 |
0,974 |
16 |
1,09 |
1,381 |
1,265 |
1,009 |
14 |
1,01 |
0,994 |
15 |
0,5 |
0,938 |
25 |
1,15 |
1,667 |
1,443 |
1,021 |
22 |
1,02 |
0,984 |
23 |
0,6 |
0,870 |
36 |
1,25 |
2ДЗ |
1,70 |
1,047 |
30 |
1,04 |
0,966 |
31 |
0,7 |
0,760 |
49 |
1,40 |
2,92 |
2,09 |
1,097 |
39 |
1,07 |
0,934 |
41 |
0,8 |
0,590 |
64 |
1,67 |
4,56 |
2,73 |
1,192 |
49 |
1Д4 |
0,877 |
53 |
0,9 |
0,344 |
81 |
2,29 |
9,53 |
4,15 |
1,427 |
63 |
1,31 |
0,766 |
68 |
Конструкция валов
Существенного снижения массы вала и повышения жесткости при той же прочности достигают применением полых валов, так как внутренние волокна материала при кручении и изгибе мало нагружены (табл. 12).
Валы со значительной разницей диаметров отдельных участков и фланцевые нередко выполняют с приваркой к заготовке колец (буртиков) и фланцев. Длинные валы со свободной средней частью изготовляют полыми из трубы с приваркой концевых частей (рис. 16).
Рис. 16. Полый вал из трубы с приваренными концами
Рис. 17. Пример устранения переходных уступов на валах:
а — вариант с уступами; б — без уступа
Рис. 18. Примеры уменьшения высоты уступов с применением упорных колец
Повышения сопротивления усталости валов (и осей) достигают снижением местной концентрации напряжений, создавая более плавные переходы в сечениях наиболее нагруженных участков (рис. 17).
Более технологична конструкция валов с меньшим числом уступов и буртиков, а также с меньшей их высотой. Примеры уменьшения высоты уступов с применением упорных колец приведены на рис. 18.