Под конструктивным исполнением двигателя понимают расположение составных частей машины относительно элементов крепления (подшипников и конца вала), а под способом монтажа пространственное положение машины на месте установки.
Структура условного обозначения конструктивного исполнения и способа монтажа двигателей установлена ГОСТ 2479-79. Условное обозначение состоит из латинских букв IM (International Mounting, по Публикации МЭК 34-7-72) или М (для конструктивных исполнений, не оговоренных в Публикации МЭК 34-7-72, но установленных ГОСТ 2479-79) и следующих за ними четырех цифр.
1 — машины на лапах с подшипниковыми щитами; с пристроенным редуктором;
2 — машины на лапах с подшипниковыми щитами, с фланцем на подшипниковом щите (или щитах);
3 — машины без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на одном подшипниковом щите (или щитах); с цокольным фланцем;
4 — машины без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на станине;
5 — машины без подшипниковых щитов;
6 — машины на лапах с подшипниковыми щитами и со стояковыми подшипниками;
7 — машины на лапах со стояковыми подшипниками (без подшипниковых щитов);
8 — машины с вертикальным валом, кроме машин групп от IM1 до IM4;
9 — машины специального исполнения по способу монтажа.
Условное обозначение способа монтажа (2-я цифра, значения от 0 до 7) и направления конца вала (3-я цифра, значения от 0 до 9) установлено в соответствии с ГОСТ 2479 для каждой из групп электрических машин от IM1 до IM9 и отражает пространственное положение корпуса и вала машины и конструктивные особенности крепления корпуса.
Например, цифра 0 в обозначении способа монтажа группы IM1 (исполнение IM10) характеризует машину с двумя подшипниковыми щитами на лапах, цифра 1 (исполнение IM11) -то же, на приподнятых лапах и т.д. У машин на приподнятых лапах высота оси вращения может быть равна нулю или иметь отрицательное значение, т.е. плоскость лап может находиться на уровне осевой линии или выше нее.
При наличии пристроенного редуктора его выходной вал может быть параллельным (исполнение IM16) или перпендикулярным (исполнение IM17) оси вала машины, что также отражается второй цифрой обозначения.
Двигатели на лапах и с фланцем (первая цифра 2 — исполнение IM2) имеют два типа фланцев: фланец большого диаметра, доступный с обратной стороны, с крепящими отверстиями без резьбы (вторая цифра 0 — исполнение IM20,) и фланец малого диаметра, недоступный с обратной стороны, с крепящими отверстиями с резьбой (вторая цифра 1 — исполнение IM21).
Цифра 8 в обозначении направления конца вала означает, что машина может работать при любом направлении конца вала; цифра 9 указывает на направление конца вала, не определенного цифрами от 0 до 8. Направление конца вала в этом случае указывают в технической документации.
Установлены следующие условные обозначения исполнений концов вала электрических машин (4-я цифра):
0 — без конца вала;
1 — c одним цилиндрическим концом вала;
2 — c двумя цилиндрическими концами вала;
3 — c одним коническим концом вала;
4 — с двумя коническими концами вала;
5 — c одним фланцевым концом вала;
6 — c двумя фланцевыми концами вала;
7 — с фланцевым концом вала на стороне D (стороне привода) и цилиндрическим концом вала на стороне N (противоположной стороне D);
9 — прочие исполнения концов вала.
Под концом вала понимают часть вала, выступающую за внешний подшипник.
Пример обозначения: IM1081 — машина на лапах с двумя подшипниковыми щитами с одним цилиндрическим концом вала, может работать при любом направлении конца вала.
« Назад [Обозначения конструктивного исполнения и способа монтажа] Далее »