Термины и определения
Номинальные данные и рабочие характеристики двигателей установлены ГОСТ 28173-89. В этом стандарте применяются следующие термины.
Номинальные данные — совокупность числовых значений электрических и механических величин в сочетании с их продолжительностью и порядком чередования во времени, установленных изготовителем для двигателя конкретного типа и указанных на паспортной табличке. При этом двигатель должен соответствовать ряду других условий.
Номинальное значение — числовое значение параметра, отнесенного к номинальным данным.
Нагрузка — совокупность числовых значений электрических и механических величин, характеризующих требования к двигателю, обусловливаемые электрической цепью или механическим устройством в каждый момент времени.
Полная нагрузка — наибольшее значение нагрузки двигателя, работающего с номинальной мощностью.
Состояние покоя — полное отсутствие всякого движения и электрического питания или всякого механического привода.
Режим — обусловленная нагрузка, которой подвергается двигатель, включающая, если это необходимо, периоды пуска, электрического торможения, холостого хода и состояния покоя, а также их продолжительность и порядок чередования во времени.
Типовой режим — продолжительный, кратковременный или периодический режимы, включающие одну или несколько нагрузок, неизменных в течение указанного промежутка времени, или непериодический режим, в течение которого нагрузка и частота вращения изменяются в установленном диапазоне.
Тепловое равновесие — состояние, при котором превышения температуры различных частей машины изменяются не более чем на 2K в течение часа.
Продолжительность включения (ПВ) — отношение (в%) продолжительности работы машины под нагрузкой, включая пуск и электрическое торможение, к продолжительности рабочего цикла.
Минимальный вращающий момент в процессе пуска двигателя переменного тока — наименьший вращающий момент, развиваемый двигателем в диапазоне от нуля до частоты вращения, соответствующей максимальному вращающему моменту, при номинальных значениях напряжения и частоты питания.
Максимальный вращающий момент (опрокидывающий момент) двигателя переменного тока — наибольший вращающий момент, развиваемый двигателем при его рабочей температуре и номинальных значениях напряжения и частоты сети без резкого снижения частоты вращения.
Последние два определения не применимы к асинхронным двигателям, вращающий момент которых непрерывно понижается при возрастании частоты вращения.
Значения минимального и максимального моментов относят к обычной средней характеристике вращающего момента, исключающей переходные процессы.
Момент инерции (Г) — момент инерции (динамический) тела относительно оси, представляющий собой сумму произведений масс его отдельных частей на квадрат их расстояний от оси вращения.
Коэффициент инерции (FI) — отношение суммы приведенного к валу двигателя момента инерции приводимого механизма и момента инерции ротора двигателя к моменту инерции ротора.
Режимы и номинальные данные
Режим работы может быть описан посредством одного из типовых режимов с условным обозначением 51-59 или указан потребителем в случае использования какого-либо иного режима. Режим работы должен быть установлен потребителем с максимально возможной точностью.
Определение режима работ. В тех случаях, когда нагрузка не изменяется или же изменяется известным образом, режим работы может быть задан численно или в виде графика, представляющего изменение переменных величин во времени.
Если временная последовательность не определена, то должен быть выбран наиболее близкий из режимов работы от 52 до 58 (но не менее тяжелый, чем действительный) или режим 59.
Если режим не указан, то подразумевают режим работы 51 (продолжительный режим).
Номинальные данные устанавливает изготовитель, который должен выбрать один из классов номинальных данных, приведенных ниже.
Выбранный класс номинальных данных обычно должен соответствовать номинальным данным максимального продолжительного режима, базирующегося на типовом режиме 51 (продолжительный режим) или номинальным данным кратковременного режима, базирующегося на типовом режиме 52 (кратковременный режим). Если такое соответствие установить невозможно, то номинальные данные должны соответствовать периодическому режиму, базирующемуся на одном из типовых режимов 53-58 (периодические режимы), или непериодическому типовому режиму 59 (непериодический режим).
Выбор класса номинальных данных. Если машина предназначена для общего применения, то она должна иметь номинальные данные, соответствующие максимальному продолжительному режиму, и работать в типовом режиме 51.
Если режим работы не указан потребителем, то применяют режим работы типа 51, а класс номинальных данных должен соответствовать максимальному продолжительному режиму.
Если машина предназначена для кратковременного номинального режима, то номинальные данные должны основываться на типовом режиме 52.
Если машина предназначена для работы с переменными нагрузками или в режимах, включающих периоды холостого хода или периоды, когда машина находится в состоянии покоя, то класс номинальных данных должен соответствовать периодическому режиму, базирующемуся на одном из типовых режимов 53-58.
Если машина предназначена для работы в непериодических режимах работы при изменяющихся нагрузках и с изменяющейся частотой вращения, включая перегрузки, то номинальные данные для типового непериодического режима должны базироваться на типовом режиме 59.
Определение номинальных данных:
— для типовых режимов 51-58 за номинальную мощность принимают установленное значение постоянной нагрузки в ваттах:
— для типового режима 59 за номинальную мощность принимают значение, соответствующее полной нагрузке.
Типовые режимы
Обозначения:
D- пуск;
N — работа при постоянной нагрузке;
L- работа при переменной нагрузке;
S- работа при перегрузке;
R- состояния покоя;
F — электрическое торможение;
V — холостой ход;
Ср — полная нагрузка;
θmaх — максимальная температура, достигнутая в течении цикла.
Типовыми режимами являются следующие (рис. 1-9).
Продолжительный режим (типовой режим 51) — режим работы с постоянной нагрузкой и продолжительностью, достаточной для достижения теплового равновесия, рис. 1.
Кратковременный режим (типовой режим 52) — режим работы с постоянной нагрузкой в течение определенного времени, недостаточного для достижения теплового равновесия, за которым следует состояние покоя в течение времени, достаточного для того, чтобы температура машины сравнялась с температурой охлаждающей среды с точностью до 2К, рис. 2.
В соответствии с ГОСТ 183 длительность периода неизменной номинальной нагрузки 10, 30, 60 и 90мин.
Периодический кратковременный режим (типовой режим 53) — последовательность одинаковых рабочих циклов, каждый из которых состоит из периода работы с постоянной нагрузкой и периода покоя, рис. 3.
В этом режиме цикл работы таков, что пусковой ток не оказывает заметного влияния на превышение температуры. Продолжительность цикла недостаточна для достижения теплового равновесия.
Продолжительность включения (ПВ), %:
ПВ = 100N/(N+R).
В соответствии с ГОСТ 183 продолжительность включения (ПВ) 15, 25, 40 и 60%; продолжительность одного цикла принимают равной 10мин.
Периодический кратковременный режим с пусками (типовой режим 54) — последовательность одинаковых рабочих циклов, включающих достаточно длительный период пуска, период работы с постоянной нагрузкой и период покоя, рис. 4.
Продолжительность включения, %:
ПВ = 100 (D+N) /(D+N+R).
В соответствии с ГОСТ 183 продолжительность включений (ПВ): 15, 25, 40 и 60%; число включений в час 30, 60, 120 и 240 при коэффициенте инерции F1, равном 1,2; 1,6; 2,0; 2,5; 4,0; 6,3 и 10.
Периодический кратковременный режим с электрическим торможением (типовой режим 55) — последовательность одинаковых рабочих циклов, каждый из которых состоит из периода пуска, периода работы с постоянной нагрузкой, периода быстрого электрического торможения и периода покоя, рис. 5. Продолжительность цикла недостаточна для достижения теплового равновесия.
Продолжительность включения, %:
ПВ = 100(D+N+F)/(D+N+F+R).
В соответствии с ГОСТ 183 продолжительность включения (ПВ) 15, 25, 40 и 60%; число включений в час 30, 60, 120 и 240 при коэффициенте инерции F1, равном 1,2;. 1,6; 2,0; 2,5 и 4,0.
Периодический непрерывный режим с кратковременной нагрузкой (типовой режим 56) — последовательность одинаковых рабочих циклов, каждый из которых состоит из периода работы с постоянной нагрузкой и периода холостого хода, рис. 6. Период покоя отсутствует. Продолжительность цикла недостаточна для достижения теплового равновесия.
Продолжительность включения, %:
ПВ = 100N/(D+V).
В соответствии с ГОСТ 183 продолжительность включения (ПВ) 15, 25, 40 и 60%; продолжительность одного цикла принимают равной 10мин.
Периодический непрерывный режим с электрическим торможением (типовой режим 57) — последовательность одинаковых рабочих циклов, каждый из которых состоит из периода пуска, периода работы с постоянной нагрузкой и периода электрического торможения, рис. 7. Период покоя отсутствует. Продолжительность цикла недостаточна для достижения теплового равновесия.
Продолжительность включения ПВ = 100%.
В соответствии с ГОСТ 183 число реверсов при электрическом торможении в час 30, 60, 120 и 240 при коэффициенте инерции FI, равном 1,2; 1,6; 2,0; 2,5 и 4,0.
Периодический непрерывный режим с одновременным изменением нагрузки и частоты вращения (типовой режим S8) — последовательность одинаковых рабочих циклов, каждый из которых состоит из периода работы с постоянной нагрузкой, соответствующей заданной частоте вращения, за которым следует период или несколько периодов работы с другими постоянными нагрузками, соответствующими различным частотам вращения (которые достигаются, например, изменением числа полюсов в случае асинхронных двигателей), рис. 8 (F1, F2 — электрическое торможение; N1, N2, N3 — работа при постоянных нагрузках). Период покоя отсутствует. Продолжительность цикла недостаточна для достижения теплового равновесия.
Продолжительностьвключения, %:
ПВ = 100 (D + N1)/(D + N1 + F1+ N2 + F2 + N3);
ПВ = 100 (F1 + N2)/(D + N1 + F1+ N2 + F2 + N3);
ПВ = 100 (F2 + N3/(D + N1 + F1 + N2 + F2 + N3).
В соответствии с ГОСТ 183 число циклов в час 30, 60, 120 и 240 при коэффициенте инерции F1, равном 1,2; 1,6; 2,0; 2,5 и 4,0.
Режим с непериодическими изменениями нагрузки и частоты вращения (типовой режим 59) — режим работы, при котором нагрузка и частота вращения обычно изменяются непериодически в пределах допустимого рабочего диапазона, рис. 9. Этот режим часто включает перегрузки, которые могут значительно превышать полную нагрузку.
Для типового режима 59 значения, соответствующие полной нагрузке, необходимо рассматривать в качестве основы для определения перегрузки.
Классы номинальных данных
При определении номинальных данных изготовитель должен выбрать один из приведенных ниже классов номинальных данных, при условии обеспечения работоспособности двигателя в соответствии с требованиями ГОСТ 28173-89:
1. Номинальные данные максимального продолжительного типового режима — устанавливаемые изготовителем нагрузка и условия, при которых машина может работать в течение неограниченного времени.
2. Номинальные данные кратковременного режима устанавливаемые изготовителем нагрузка, продолжительность и условия, при которых машина может работать в течение ограниченного времени, причем пуск машины осуществляют при температуре окружающей среды.
3. Номинальные данные эквивалентного продолжительного режима — устанавливаемые изготовителем нагрузка и условия для проведения испытаний, при которых машина может работать до достижения теплового равновесия в режиме, предположительно эквивалентном одному из типовых режимов работы S1-S9.
4. Номинальные данные периодических типовых режимов — устанавливаемые изготовителем нагрузки и условия, при которых машина может функционировать в циклах работы, соответствующих одному из периодических типовых режимов работы. Продолжительность цикла должна составлять 10мин, а продолжительность включения следует выбирать из ряда: 15, 25, 40,60%.
5. Номинальные данные для непериодического типового режима — устанавливаемые изготовителем изменения нагрузки в сочетании с изменениями частоты вращения и условия, включая перегрузки, при которых машина может работать в непериодическом режиме. Номинальные данные этого класса должны соответствовать режиму с непериодическими изменениями нагрузки и частоты вращения (типовому режиму S9).
Обозначения типовых режимов и классов номинальных данных. Обозначения типовых режимов. Для режимов S1 и 59, кроме их сокращенных обозначений, никаких дополнительных указаний не приводят. Для других типовых режимов после сокращенного обозначения следует указывать:
S1 — продолжительность режима, например: S1 60мин;
S3 и S6 — продолжительность включения, например:
S3 25%, S6 40%;
S4 и S5 — продолжительность включения, момент инерции двигателя lм и момент инерции нагрузки lext, например:
S4 25% lм = 0,15кг·м2; lext = 0,7кг·м2;
S7 — момент инерции двигателя lм и момент инерции нагрузки lехt, например:
S7 lм = 0,4кг·м2; lехt= 7,5кг·м2;
S8 — момент инерции двигателя lм и момент инерции нагрузки lext, а также нагрузку, частоту вращения и продолжительность включения для каждого из режимов, характеризуемых частотой вращения. Например:
S8 lм = 0,5кг·м2; Iext= 6кг·м2;
16кВт 740мин-1 30%;
40кВт 1460мин-1 30%;
25кВт 980мин-1 40%.
Момент инерции двигателя Iм и момент инерции нагрузки lехt должны быть указаны по отношению к валу двигателя.
Обозначения классов номинальных данных приводят после значения номинальной мощности. Если после значения номинальной мощности нет никакого обозначения, подразумевают максимальный продолжительный номинальный режим.
Обозначения классов номинальных данных:
— максимального продолжительного режима — продолж. или 51;
— кратковременного режима — продолжительность периода работы, например, 60мин или S2 60мин;
— эквивалентного продолжительного режима — eqv;
— периодических или непериодических режимов — как указано выше, например, S3 25%.
Классификация нагревостойкости машин
Классификация нагревостойкости машин в соответствии с ГОСТ 8865 основывается на характеристиках систем изоляции, используемых в машинах. Классифицируют системы изоляции при помощи букв, а не значений температур.
Превышение температуры какой-либо части машины определяют как разность между температурой этой части, измеренной одним из указанных ниже методов, и температурой охлаждающей среды.
Установлены четыре метода определения температуры обмоток и других частей машины:
— метод сопротивления (предпочтительный для применения);
— метод заложенных термопреобразователей (для машин номинальной мощности более или равной 200кВт);
— метод термометра;
— метод наложения (для машин номинальной мощности менее или равной 200кВт).
Потребитель может дополнительно к измерениям методом сопротивления или методом заложенных термопреобразователей провести измерения термометром. Значение допускаемого превышения температуры, определенное при помощи термометра, помещенного в наиболее нагретую доступную точку, не должно превышать:
65К — для обмоток с изоляцией класса А;
80К — для обмоток с изоляцией класса Е;
90К — для обмоток с изоляцией класса В;
115К — для обмоток с изоляцией класса F;
140К — для обмоток с изоляцией класса Н.
Прочие характеристики
Двигатели трехфазного тока номинальной мощностью до 315кВт включительно и с номинальным напряжением до 1кВт включительно должны выдерживать ток, равный 1,5 -кратному номинальному току в течение не менее 2мин.
Двигатели, независимо от их режима работы и конструкции, должны выдерживать в течение 15с без остановки или резкого изменения частоты вращения (при постепенном повышении вращающего момента) вращающий момент, превышающий номинальный на 60%; при этом напряжение и частота сети должны сохранять номинальные значения.
Для короткозамкнутых асинхронных двигателей, специально предназначенных для обеспечения пуска при пониженном токе (менее 4,5-кратного номинального значения) перегрузка по вращающему моменту может быть менее 60%, но не менее 50%.
Минимальный вращающий момент при пуске короткозамкнутых асинхронных односкоростных трехфазных двигателей мощностью менее 100кВт не должен быть менее 0,5 номинального момента.
Расчет валов и подшипников. Для расчета валов и подшипников используют нагрузочные диаграммы, устанавливающие предельно допустимую радиальную нагрузку на свободный конец вала в зависимости от аксиальной силы [1]. При составлении нагрузочных диаграмм предельно допустимые радиальные нагрузки на рабочий конец вала вычисляют так, чтобы соблюдались следующие ограничения:
— прогиб f вала посредине сердечника ротора не должен превышать заданного предельного значения (обычно f = 0,1δ, где δ — односторонний воздушный зазор);
— угол γ поворота сечения вала в местах установки подшипников не должен превышать заданного предельного значения (обычно γ = 0,001рад);
— коэффициент S запаса прочности вала в опасном сечении не должен быть ниже заданного предельного значения (обычно S = 1,5…2);
— ресурс Lhподшипника не должен быть ниже предельного значения (как правило, 20000ч).
« Назад [Прочие характеристики] Далее »