Соединения деталей. Валики и втулки приводных цепей всех видов, кроме цепей с изогнутыми пластинами, изготовляют без уступов по концам.
Надежное взаимное расположение деталей цепи обеспечивают только посадками с натягом. Массовое использование таких соединений и повышенная их ответственность (при сползании пластины с концов втулок цепь теряет подвижность в шарнирах, а при смешении внутрь втулочной или открытошарнирной цепи нарушается зацепление) предопределяют особые подходы к выбору натягов в соединениях. Их значения принимают намного большими, чем предусмотрено стандартными посадками (табл. 51).
Этим удешевляется производство, а пластическое деформирование отверстий пластин, неизбежное при столь больших натягах, существенно повышает сопротивление усталости пластин (в 1,6—1,7 раза).
Зазоры в сопряжениях цилиндрических деталей следует выбирать с учетом того, что концы тонкостенных втулок деформируются при посадке с большими натягами, а сами втулки, кроме того, при взаимодействии с зубом звездочки сплющиваются, что уменьшает зазор между ними и валиками.
Детали, фиксирующие положение валиков в цепях с изогнутыми пластинами, и положение пластины соединительного звена, посаженной с зазором, имеют важное значение. Шплинтовые соединения мало надежны; разрушение шплинта ведет к выпаданию валика, что равнозначно разрыву цепи.
51. Натяги и зазоры в соединениях валиков и втулок пластинчатых роликовых цепей
Параметр |
Цепи |
|||||||
Приводные |
Тяговые |
|||||||
Шаг, мм |
12,7 |
19,05 |
38,1 |
50,8 |
100 |
125* |
160*-315 |
315* |
Номинальный диаметр, мм |
3.65 |
5.94 |
11,10 |
14.27 |
15.00 |
21,00 |
25.00 |
30,00 |
5,24 |
8,60 |
17,04 |
21,00 |
21,00 |
30,00 |
36,00 |
42,00 |
|
Натяг в соединении с пластинами, мкм |
45-110 |
60-160 |
70-250 |
120-310 |
100-320 |
Зазор |
Зазор |
Зазор |
20-100 |
60-160 |
80-240 |
80-260 |
100-440 |
0-530 |
0-570 |
0-530 |
|
Относительный натяг (отношение среднего натяга к диаметру) |
0.021 |
0.019 |
0г014 |
0.015 |
0.014 |
Зазор |
Зазор |
Зазор |
0,012 |
0,013 |
0,009 |
0,012 |
0,013 |
0,009 |
0,007 |
0,006 |
|
Зазор между валиком и втулкой, мкм |
70-130 |
100-200 |
220-390 |
250-440 |
430-810 |
330-410 |
440-700 |
430-720 |
* Валики фиксируются относительно пластин стопорными планками; втулки имеют двусторонние лыски.
Примечание. В числителе приведены параметры для валиков, в знаменателе — для втулок.
Способы смазки (см. табл. 53). Для тихоходных передач (v < 1…2м/с) используют периодическую смазку, при средних и высоких скоростях — непрерывную.
Преимущественное применение имеют жидкие масла, реже, пластичные и твердые смазки. Выбор смазочного материала диктуется условиями работы цепи, принятым способом смазки и конструкцией смазочного устройства.
Разновидности периодического способа смазки — ручная и внутришарнирная. При ручной смазке используют жидкие масла, при внутри-шарнирной — пластичные смазки.
Смазывание вручную осуществляют поливом из масленки, подачей жидкого масла с помощью кисти, фитиля, ручного насоса (лубрикатора).
Внутришарнирную смазку осуществляют окунанием очищенной цепи в ванну с разогретой пластичной смазкой; периодичность до 80ч. Для непрерывной смазки цепи маслом используют следующие способы: капельный; погружением в масляную ванну; масляной струей; разбрызгиванием; распылением воздушной струей. При непрерывных способах смазки передачу размещают в маслонепроницаемом кожухе. Эти способы смазки рекомендуют при скоростях свыше 2-4м/с.
В цепных передачах массового и крупносерийного производства (исключая автомобили и некоторые другие виды машин), в целях экономии при изготовлении, применяют преимущественно периодические способы смазки не только при малых, но и при довольно значительных скоростях (4-6м/с), что снижает их долговечность. Более совершенные непрерывные способы смазки существенно повышают технический уровень цепных передач многих машин.
Защитные устройства цепных передач в виде кожухов из листовой стали имеют многоцелевое назначение: при непрерывных способах смазки кожух служит резервуаром (картером) для масла, в периодически смазываемых передачах предотвращает его разбрызгивание и во всех случаях защищает передачу от пыли и грязи, обеспечивает безопасность, способствует снижению шума. Сетчатые кожухи обеспечивают лишь защиту персонала.
« Назад [Некоторые вопросы проэктирования цепных передач] Далее »